Могут сказать: это вот именно торжество разума и возможностей человека, союз науки и спорта (и труда!) — раньше подобных стимуляторов не было, а теперь они на службе… Чего? Самообольщения?
Человек, его тело превратились в полигон испытаний самых разнообразных веществ.
В концлагерях проводили чудовищные эксперименты над заключенными, этих экспериментаторов до сих пор проклинают. Но сегодняшнее человечество добровольно двинулось по проложенной ими дороге. Выходит, не так уж не прав был фашизм в своей оскотинивающей практике и идеологии?
Почему бы и в остальных профессиях, помимо спортивных, не устроить праздничную амнистию: пусть инженеры, шоферы, политики тоже прибегнут к использованию допинговых стимуляторов в повседневной практике, это принесет больший успех, достижения могут сделаться ошеломляющими. И тогда можно будет устраивать олимпийские соревнования среди чиновников, рядовых пекарей, водителей автобусов и аэробусов. Если обколовшиеся и обпринимавшиеся таблеток начнут выходить из-под контроля — пригрозить им дисквалификацией. А вновь понадобится рабочая сила — прощать.
Предварительные итоги европейского чемпионата
В крайне затруднительное положение попали наши комментаторы на европейском футбольном первенстве. Дело в том, что на этом празднике футбола не оказалось ни одной хорошей команды. Кроме, естественно, нашей. Что в таком случае делать, кого хвалить? Турок? Немыслимо. Да и какие турки европейцы? Поляков? Невозможно. Этот их Туск и прочие непримиримые ораторы нас достали. Чехи? Еще чего! Мы им никогда не забудем ввод наших войск в Прагу в 1968-м. Уэльсцев? Они, гады, выиграли у нас! Северных ирландцев? Но ведь это общая шайка-лейка: части Британии, которая к нам недружественна (что подтвердила и потасовка наших и английских болельщиков). Итак, кругом — враги. И хотя говорят, что спорт не имеет к политике касательства, каждый прекрасно понимает: это не так. Разве не испытали мы гордость за то, что наши ребята свели игру с сильными британцами вничью — накануне Дня нашей Независимости?
Конечно, когда сражаются наши и англичане, все совершенно ясно, расстановка сил идеальна для превознесения и поношения. А когда сражаются Украина и Германия? Две ненавистные нам темные силы? Как быть комментатору? Кому выразить симпатию? Хорошо хоть Италия более-менее лояльна к нашей ощетинившейся отщепенческой позиции и самоидентификации, а Франция возвышает голос за отмену санкций. Есть еще крайне симпатичная Венгрия. Да и Румынию, и Албанию тоже можно — в связи с их недавним социалистическим прошлым — выдвинуть в похвальный ряд. А вот хорваты — уже не то. Швейцария, хоть и не примыкает к оголтелым, хранит нейтралитет, в подружки нам не годится.
Оптимально если бы чемпионом стала Словакия. Во-первых, у нас возникло бы оправдание: мы проиграли чемпиону. Во-вторых, она все же не чета наглым чехам. В-третьих, название этой страны очень схоже со Словенией, которая неизменна в своей симпатии к России.
Кстати, если нельзя четко определить: патриотичен тот или иной российский гражданин, надо подступиться к нему именно с футбольной стороны, включив в соцопросы пункт: ваша позиция на чемпионате Европы по футболу — за кого болели во время матча Россия—Англия? Если человек не может справиться с собой в таком пустячном вопросе и столь элементарном испытании и болеет за сборную вражьей державы, на такого положиться нельзя, его благонадежность под большим сомнением.
Капелла бандуристов
Прогнали европейца Капелло. «Он нам не указ!», «Он слишком много получает!», «Вот вам наш ответ на санкции!» (Специалист, замечу в скобках, и должен много получать. Чем выше класс специалиста — тем больше специалист стоит.) Теперь выясняется (а раньше мы этого не знали, но вдруг скрупулезно подсчитали): наши игроки тоже получают сверх меры. «Сборная миллионеров!» Но ведь некрасиво, непорядочно попрекать куском, да еще запоздало. Постфактум. Рассчитали бы их, немастеровитых, тогда же, когда и Капелло, прогнали бы вместе с ним. Но не прогнали — и правильно сделали. Ведь футболисты не так уж и виноваты в произошедшем обломе. Они, что ли, сами выгрызали себе деньжищи? Нет, им добровольно их отстегивали.
В ход идут упреки самого демагогического свойства: «Вам не стыдно?», «Где ваше чувство ответственности, любовь к Родине?» «А ваше — где?» — хочется спросить обвинителей. Ведь это вы — руководители и осветители спорта — затеяли возню со сменой тренера в преддверии чемпионата. Футболисты стали заложниками ваших интриг. «Коней на переправе не меняют»? Это правило почему-то соблюдается, лишь когда речь идет о высшем политическом руководстве страны, а если о футболе — ничего, можно и переменить.
Надо быть реалистами и не требовать от людей (спортсменов, политиков, фрезеровщиков) совершенства в том, чего они делать не умеют. Дай неандертальцу токарный станок и начни корить его за то, что детали получились не идеальными. Клеймить, обличать… Поможет ли? «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет».
Зато наметились реальные точки сближения с Украиной и Турцией. Оказалось: мы игроки приблизительно одного уровня. Вот и надо держаться со своими и не лезть в филигранно перепасовывающуюся Европу с ее Капеллами.
Помню, в советское время на кремлевских концертах, которые транслировались по ТВ, особым успехом пользовались капеллы украинских бандуристов.
На эти успехи и надо равняться.
Партизанская война
И все же оптимизм сохраняется: мы оставили о себе на чемпионате крепкую память — никто не превзошел наших фанатов в послематчевых и доматчевых баталиях, никто не смог сравниться с ними с кулачных боях, никто не переплюнул в умении сматывать удочки и отступать, не оставляя следов. Это и есть демонстрация подлинного боевого духа — не худосочной футбольной официальщины и изощренности дриблинга, а партизанской тактики, известной еще со времен Ивана Сусанина и Дениса Давыдова: вымуштрованные армии поляков и французов ничего не могли в этой народной массовой войне противопоставить нашим умельцам.
…Чтоб спасти наш футбольный престиж, остается всего два года. Нужно срочно менять хартию проведения чемпионатов мира и Европы (нам не привыкать, мы свою Конституцию мнем при каждой надобности. А вот мировую общественность придется подраскачать). Согласно новому уставу чемпионом мира (и Европы) априорно и автоматически должна провозглашаться страна-хозяйка, принимающая «все флаги в гости». В этом случае успех нашей сборной гарантирован.
Кто на первом месте?
Состязания проходят не только на футбольных полях, но и среди… монументов. В Краснодаре состоялся любопытный социологический опрос. Согласно этому опросу, рейтинг установленных в городе памятников таков: Екатерина Великая на третьем месте, на втором — памятник собакам (Владимир Маяковский, когда в послереволюционные годы посетил город и увидел, что четвероногие питомцы расстрелянных богачей бродят по улицам сотнями, написал: «Это не собачья глушь, а собачья столица». Вот как поэт, видимо, не понимая ужаса происходящего, оценил райское состояние разрухи), третье место было отдано памятнику Студентам — Шурику и Лиде (Демьяненко и Селезневой) из фильма Гайдая. А первое место уверенно занял памятник Кошельку. По фигу русская царица, бездомные друзья человека, советская киноклассика (напомню, на дворе Год кино) — все мысли трудящихся и отдыхающих крутятся вокруг Кошелька. Цены и верно кусаются, надо зарабатывать, а не в кино ходить и не пробавляться историческими параллелями с эпохой великих царей и цариц.
Патриотизм
Патриотизм и дурачизм — разные понятия. Но очень часто они совпадают.
Скорая помощь
Складывается ощущение: власть (или, во всяком случае, ее идеологическая, пропагандистская, агитационная машина) остро нуждается в подсказках. Очевидны промахи в этой области.
Никак не можем разобраться с деятелями культуры, которые заняли неоднозначную позицию в отношении Украины. Между тем ситуация абсолютно прозрачна. Что проку обсусоливать поведение Дианы Арбениной, если ее группа носит вызывающее название «Ночные снайперы»? В нем ясно читается призыв к экстремизму. А «Машина времени»? Это же намек на попытку бегства в другое время, потому что нынешнее не устраивает. Гребенщиков, означивший свои инициалы как лозунг — Б.Г., явно намекает на Бориса Березовского (первая буква) и Ходорковского (предпоследняя буква фамилии опального олигарха).
В нашей стране много полезных наработок на бытовом уровне. Например, выдающаяся придумка: «Муж на час» — приходит умелец и налаживает то, что подзапущено и с чем не могут справиться хозяева. Почему не применить такую практику в Кремле? Пришли бы умные, умелые люди, быстренько разобрались бы с проблемами, в которых погрязло высокое руководство, и жизнь потекла бы как по маслу.
Сложность и примитивность
Человек, при всей его примитивности, оказался достаточно сложным существом, чтобы быть покорно помещенным в клетку какой-либо общественной формации и не пытаться раздвинуть ее прутья ради обретения большей, чем кроличья, свободы.
Правда
Может быть, это хорошо, когда правда в дефиците? В этом случае ее начинают ценить. А вседозволенность правды, как было при Ельцине, снижает ее котировки. Подумаешь, удивил. Подумаешь, отчебучил. Высказался. Выплеснулся. Да сейчас каждый может.
Нет, ты выстрадай право обличения и развенчания, решись на жертву, а не поимей привилегию и синекуру хаять и обличать задарма, тогда и ты сам, и твоя позиция будут чего-то стоить.