Это давняя практика. Ежегодно Американская киноакадемия делает подобную рассылку. Совсем недавно ее ряды пополнил Андрей Звягинцев, чей «Левиафан» также номинировался на «Оскара». Членом киноакадемии является и российский режиссер анимационного кино Константин Бронзит, который уже дважды номинировался на «Оскара» с фильмами «Уборная история — любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Никакой особой процедуры для этого не требуется. Просто приходит письмо по электронной почте с соответствующей информацией. Член киноакадемии обязан смотреть все фильмы, которые рассматриваются как потенциальные лауреаты на главную кинопремию мира. Это весьма обременительная работа, отнимающая массу времени. Само собой, что и лауреаты «Оскара» автоматически пополняют ряды академиков. У нас это Никита Михалков, Владимир Меньшов, режиссер анимационного кино Александр Петров. Но случай Косаковского — особый. К оскаровской процедуре он причастен не был.
Виктор снял такие фильмы, как «Беловы», «Павел и Ляля», «Среда 19.07.1961». Год назад он представлял короткометражную «Ветрянку», сделанную на норвежские деньги на русском языке. От государства Косаковский денег не получает. Сколько лет уже мечтает снять фильм в 3D о Санкт-Петербурге. Но воз и ныне там. Так складывается, что каждый новый фильм выходит у него раз в 5–7 лет.
Косаковский — человек с безупречной творческой репутацией. В европейской картине «Большой всплеск» с участием Ральфа Файнса герои рассуждают о кино, называют его ярких представителей, а среди них — и Виктора Косаковского. Председатель документального жюри завершившегося ММКФ Томас Бальмес в числе своих любимых режиссеров из России тоже выделил Виктора.
«МК» чудом дозвонился до Косаковского.
— Поздравляю с приглашением в ряды Американской киноакадемии...
— Я на айсберге в открытом океане, нахожусь севернее Гренландии. Связи почти никакой. Многие звонят, но разговор тут же обрывается. Даже не понимаю, о чем идет речь?..
Так что «МК» стал для Виктора Косаковского добрым вестником.
Этого человека вообще сложно застать на месте. Он из тех, кто всегда в дороге, всегда в пути. Сейчас Виктор снимает вблизи Гренландии свой новый полнометражный фильм, который посвящен воде. Его условное название — «Акварела». Это международный проект, в котором задействовано несколько стран. Съемки пройдут по всему миру. Часть материала Виктор уже отснял в Индии. Свой предыдущий полнометражный проект «Да здравствуют антиподы!» он также снимал по всему миру. В нем было задействовано 11 стран. Этот грандиозный фильм стал вторым фильмом открытия Венецианского кинофестиваля 2011 года, чего прежде не было.
Вообще Косаковский — документалист до мозга костей. Не боится ничего. Как-то рассказывал, что жил в племени каннибалов с риском быть съеденным. Но чего не сделаешь ради кино. Теперь Виктор, как и Джеймс Кэмерон, бьется за утверждение какого-то уникального киноформата, дающего суперизображение.