Открывает дискуссию заместитель директора ГМВ Тигран Мкртычев: «Руководство МЦР использует ступу для прикрытия самостроя, расположенного под ней. Там находится подвальное помещение, существование которого нарушает сакральность религиозного объекта. Никаких разрешительных документов на возведение этой постройки у нас нет. Директор Музея Рерихов Павел Журавихин заявил, что это строение находится в процессе регистрации».
Вице-президент Тибетского дома в Москве Надежда Беркенгейм уверена: ступе будет лучше, если она перейдет в распоряжение ГМВ, поскольку «тогда она точно не станет предметом провокаций». А заместитель начальника управления по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Антон Игнатенко считает, что в первую очередь нужно решить, является ли ступа культовым сооружением. Решить, по его мнению, это могут только члены буддистских религиозных организаций. Тогда слово берет председатель Буддийской традиционной Сангхи России Санжай-лама и заявляет: «Однозначно, ступа — культовый, религиозный объект».
Прояснил ситуацию советник министра культуры Кирилл Рыбак: «Когда здания были переданы в управление ГМВ, проходила проверка помещений, в ходе которой возникло много вопросов. В тот момент ни о каких ступах речь не шла, мы выясняли, какими зданиями обладает МЦР. Нас заинтересовало строение №5, здание, примыкающее к строению №4. Мы запросили документы у МЦР, чтобы выяснить, чьи это объекты. Содержательного ответа так и не получили, то есть нам не предоставили копии документов, на основании которых МЦР занимает эти строения. Еще мы так и не выяснили, что происходит с флигелем Музея Рерихов, строением №9, к нему даже не пройти — калитка заперта. Тогда мы обратились с письмом за разъяснением происходящего в Правительство Москвы, после чего и началась эмоциональная суета».
Началась и общественная неразбериха, ведь МЦР говорит одно, ГМВ — другое. Кому верить, 19 июля решит первый суд. А пока директор Института востоковедения РАН Валерий Андросов посоветовал столичным властям и дирекции ГМВ вести пропаганду в Интернете, подробно объяснять свои намерения, в том числе желание облагородить территорию Музея Рерихов и сохранить ступу в качестве центра буддистской культуры в Москве.
Тут не выдержал и вмешался директор ГМВ Александр Седов: «Побойтесь Бога, мы не религиозное учреждение, а светское. Решение религиозных вопросов — не наша компетенция. Не время говорить о будущем ступы, которой сегодня никто не владеет. Пока нас и Министерство культуры обвиняют в том, что мы намерены уничтожить ступу. Это вранье!» Самое смешное в этой истории — реакция на происходящее в МЦР. Мы позвонили им и спросили, почему на их сайте размещена информация про снос ступы. На что нам ответили: «А что, ступу сносят?».