Как сообщили «МК» в Министерстве культуры Московской области, у главной водной артерии столицы, которой в следующем году исполнится 80 лет, появился шанс получить особый охранный статус и встать в один ряд с такими достопримечательностями, как Красная площадь и исторический центр Санкт-Петербурга. Напомним, искусственный водный путь начинается из реки Волги около Дубны и заканчивается Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте Москвы. Канал строился с 1932 по 1937 год силами заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД. В общей сложности к его созданию приложили руку 200 тысяч человек. Предположительно, в ходе строительства канала погибли более 22 тысяч человек. Но на сегодня ни одно из захоронений заключенных не обследовано и не поставлено на государственную охрану. То же относится к абсолютному большинству зданий и сооружений канала имени Москвы. Многие шлюзы, насосные станции, плотины, небольшие сооружения для обслуживания этой технической системы, построенные по проектам известных архитекторов, до сих пор не признаны государством в качестве культурного наследия и не имеют охранного статуса.
Между тем над одним из комплексов шлюзов канала впервые за много лет нависла реальная архитектурная угроза. В районе Карамышевского гидроузла в рамках строительства северо-западной хорды планируется сооружение вантового автомобильного моста, пролет которого визуально раздавит изящные павильоны шлюза № 9, а подъездные пути к нему пройдут через одно из тех мест, где предположительно может находиться массовое захоронение заключенных-каналоармейцев.
Кстати, в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации значится уже 26 наименований. 16 объектов включены в список по культурным критериям, а 10 — по природным. Феноменом исключительной красоты и эстетической важности признана, в частности, река Нева.