Рафаэль — это символ Италии и один из главных представителей эпохи Возрождения. Внешне его искусство очень спокойное, однако войти в него трудно. Для быстрого преодоления барьера выставку выстроят так, чтобы передать значение мастера для России. Помогут в этом знаковые работы Рафаэля: парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Стоцци, «Мадонна в кресле» и, конечно, знаменитый автопортрет.
На нем Рафаэль такой, каким описал его Джорджо Вазари: «Он был от природы одарен той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей, которые более других умеют присоединять к естественному благорасположению прекраснейшее украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и при всех обстоятельствах одинаково милой и приятной». А первый секретарь Папы Льва Х, математик Яков Циглер, характеризуя творческие качества Рафаэля, назвал его «первым среди всех живописцев в области как теории, так и практики, а кроме того, и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми». Кстати, архитектором Рафаэля считали еще и в живописи, так как он филигранно передавал масштаб и пропорции.
— То, что Рафаэль — художник номер один в мировом искусстве, не зависит от наших симпатий, это давно утвердилось исторически, — говорит куратор выставки, хранитель итальянской живописи в музее Виктория Маркова. — Именно он стал главным выразителем идей Ренессанса, поскольку уловил формулу гармонии внешности человека и его внутреннего мира. Это не удавалось ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Тициану.
В итоге мастер стал мифом, который распространился в России благодаря Жуковскому и Кюхельбекеру. Наша культура выросла на Рафаэле; один Достоевский упоминал его где только мог (в «Подростке», «Братьях Карамазовых», «Бесах»). Но чаще всего к итальянскому мастеру обращался Пушкин, начиная с раннего стихотворения «Монах» до последней любовной лирики, где поэт сравнивает даму своего сердца с рафаэлевской Мадонной. Кстати, художник родился и умер в один день, прожив 37 лет, в точности как Александр Сергеевич. Белинский же утверждал, что между Пушкиным и Рафаэлем глубокая связь: поэт сформировал основы культуры русской, а художник — мировой.
В ГМИИ им. Пушкина вообще выдастся итальянская осень. Помимо Рафаэля здесь покажут экспозицию работ Джованни Пиранези, которая объяснит влияние архитектора на живопись. А в ближайшем будущем, как намекнула г-жа Маркова, один из проектов посвятят и Караваджо.