ГМИИ им. Пушкина в сентябре представит живопись, графику и скульптуру Рафаэля

К нам — и Рафаэль

Готовьтесь, в сентябре Москва встанет в очередь — на первую в России выставку Рафаэля. ГМИИ им. Пушкина надеется (пока не все договоренности закреплены на бумаге) представить 10 картин, 9 рисунков и 2 скульптуры мастера из итальянских музеев, в основном из флорентийских галерей Уффици и Палатина. Сопровождать работы на выставке будет всего одна вещь из российской коллекции — «Дама за туалетом, или Форнарина» ученика Рафаэля Джулио Романо; сейчас полотно удачно дополняет «Олимпию» Мане.

К нам —  и Рафаэль
Автопортрет 1506 года.

Рафаэль — это символ Италии и один из главных представителей эпохи Возрождения. Внешне его искусство очень спокойное, однако войти в него трудно. Для быстрого преодоления барьера выставку выстроят так, чтобы передать значение мастера для России. Помогут в этом знаковые работы Рафаэля: парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Стоцци, «Мадонна в кресле» и, конечно, знаменитый автопортрет.

На нем Рафаэль такой, каким описал его Джорджо Вазари: «Он был от природы одарен той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей, которые более других умеют присоединять к естественному благорасположению прекраснейшее украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и при всех обстоятельствах одинаково милой и приятной». А первый секретарь Папы Льва Х, математик Яков Циглер, характеризуя творческие качества Рафаэля, назвал его «первым среди всех живописцев в области как теории, так и практики, а кроме того, и архитектором столь большого дарования, что придумывает и приводит в исполнение вещи, представлявшиеся людям самого высокого ума неосуществимыми». Кстати, архитектором Рафаэля считали еще и в живописи, так как он филигранно передавал масштаб и пропорции.

— То, что Рафаэль — художник номер один в мировом искусстве, не зависит от наших симпатий, это давно утвердилось исторически, — говорит куратор выставки, хранитель итальянской живописи в музее Виктория Маркова. — Именно он стал главным выразителем идей Ренессанса, поскольку уловил формулу гармонии внешности человека и его внутреннего мира. Это не удавалось ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Тициану.

В итоге мастер стал мифом, который распространился в России благодаря Жуковскому и Кюхельбекеру. Наша культура выросла на Рафаэле; один Достоевский упоминал его где только мог (в «Подростке», «Братьях Карамазовых», «Бесах»). Но чаще всего к итальянскому мастеру обращался Пушкин, начиная с раннего стихотворения «Монах» до последней любовной лирики, где поэт сравнивает даму своего сердца с рафаэлевской Мадонной. Кстати, художник родился и умер в один день, прожив 37 лет, в точности как Александр Сергеевич. Белинский же утверждал, что между Пушкиным и Рафаэлем глубокая связь: поэт сформировал основы культуры русской, а художник — мировой.

В ГМИИ им. Пушкина вообще выдастся итальянская осень. Помимо Рафаэля здесь покажут экспозицию работ Джованни Пиранези, которая объяснит влияние архитектора на живопись. А в ближайшем будущем, как намекнула г-жа Маркова, один из проектов посвятят и Караваджо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27130 от 21 июня 2016

Заголовок в газете: К нам — и Рафаэль

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру