Летом у группы должен был стартовать масштабный юбилейный тур по самым разным уголкам планеты, в списке стран которого была и Россия. Однако по состоянию здоровья врачи запретили солистке Мари Фредрикссон выступать: кто бы знал, что концерт 8 февраля в Кейптауне станет для Roxette прощальным. Печальная история началась еще давно: в 2002 году певица перенесла рак мозга. Спустя несколько лет болезнь отступила, но некоторое время назад снова возникли сложности: еще в сентябре 2015-го артистка призналась, что страдает от проблем с передвижением и памятью. Весной 2016-го, сообщив поклонникам печальную новость, Мари пыталась все же подбодрить их в соцсетях: «Это были прекрасные 30 лет. Я горжусь тем, что в 2009 году смогла после тяжелой болезни вернуться на сцену и еще несколько раз проехать по миру вместе с Roxette. К сожалению, мои гастрольные дни закончены, и я хочу воспользоваться возможностью поблагодарить наших фанатов за верность и поддержку».
Говоря о тридцати счастливых годах, Фредрикссон не слукавила: путь Roxette действительно был ярким, успешным и насыщенным. Вместе с Пером Гессле они создали группу в 1986 году, причем изначально к дуэту многие отнеслись как к несерьезному увлечению двух артистов, однако, несмотря на пересуды, они сразу же поняли, что в творческом смысле нашли друг друга, и уже в 1989-м песня «The Look» принесла им мировую славу. За всю историю коллектив дал 557 концертов, четыре его песни рекордное количество времени держались на первом месте американских чартов, а общее число проданных альбомов превышает 75 миллионов. Однако красноречивее любых цифр говорят об успехе знаменитые композиции команды — такие, как «Topic», «It Must Have Been Love», «Listen To Your Heart», — одновременно сказочные, наивные, но зрелые и глубокие. Фанаты полюбили этих музыкантов за тонкую мелодичность композиций, пронизанных при этом рок-энергетикой, и веру в светлое, чистое будущее, которое пронизывает все их песни, отчего они, однако, не звучат слишком приторно или слащаво.
Хотя группа была вынуждена против своей воли прекратить выступления, и для ее участников это стало не меньшим ударом, чем для слушателей, артисты собрались с силами и показали публике, пожалуй, самый жизнеутверждающий свой альбом. «Good Karma» — это сгусток позитивной энергетики и элементов самых разных стилей, от попа до рока, от классических инструментальных партий до экспериментальной электроники. До боли напоминает зазвучавшие по-новому старые хиты композиция «It Just Happens», на которую до выпуска пластинки был снят романтичный клип о любви без возраста, без границ, и счастливых моментах в жизни. «You Make It Sound So Simple» — драматичная, но при этом очень динамичная вещь, которая сразу начинает прокручиваться в голове после прослушивания. «20 BPM» — дерзкий электронный «боевик», и только финальная композиция наполнена какой-то глубокой грустью. Символичным кажется, что называется она «April Clouds» («Апрельские облака»): все произошло именно в апреле. И последняя строчка этой песни, которую поет Мари: «Я желаю вам всего самого лучшего».
Конечно, есть большое опасение, что «Good Karma» станет последней пластинкой группы, но то, что ее создатели — прирожденные бойцы, дает надежду на продолжение. «ЗД» связалась с Пером Гессле, чтобы поздравить Roxette с тридцатилетием, пожелать музыкантам здоровья, поговорить о творческих итогах и попытаться выяснить, что все-таки будет дальше.
— Пер, 30 лет для группы — серьезный возраст, до которого многие команды просто не доживают. Какие моменты сценической истории стали для вас особенно важными?
— Знаете, когда группа родом из такой страны, как Швеция, кажется, что прорваться на международную музыкальную сцену практически невозможно. Весь музыкальный бизнес концентрируется в США, Великобритании и развивается именно там. Это связано с самой музыкальной традицией и с языковыми особенностями, ведь интернациональным языком считается английский. Поэтому, конечно, когда наша композиция «The Look» возглавила в 1989 году американские чарты, мы были ошеломлены и не верили в то, что происходит. Не буду скрывать, что при этом мы, разумеется, стремились к международному признанию, играли концерты по всему миру, находили везде друзей, поклонников. Таким был наш путь к своей самой безумной и большой мечте. Мы очень счастливы. И очень благодарны судьбе и своей публике, потому что эта дорога была действительно удивительной.
— Какова концепция, главный месседж альбома «Good Karma»? О чем он лично для вас?
— Так сложилось, что мы начали записывать его в студии, когда уже знали, что не сможем сыграть эти песни живьем, поэтому особенно трепетно отнеслись к процессу работы, музыкальному продакшну. Он получился очень детализированным, разнообразным и готовился к выходу два года. Мы любим этот альбом. Мари считает, это лучшее, что мы когда-либо делали. Для нее это очень значимая пластинка.
— В чем секрет успеха Roxette? Что помогло вам на протяжении долгих лет оставаться на волне популярности?
— Я думаю, нам удалось найти свое собственное уникальное звучание — благодаря нашим голосам, моему стилю написания песен, а также тому, что мы всегда создавали свою музыку только в Стокгольме и сотрудничали только со шведскими музыкантами. Мы никогда не работали в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке или Лондоне, поэтому звучим иначе, чем другие исполнители.
— А как менялось с годами ваше творчество?
— Я всегда был прежде всего автором песен и композитором, и это начало всегда управляло моей карьерой, что, конечно, влияло на все творчество Roxette. Я вырос на классической школе создания песен, которая уходит корнями в 1960–1970-е, и исследую этот путь всю свою жизнь, постоянно нахожусь во внутреннем «путешествии». Но мне также всегда было интересно экспериментировать и в пространстве цифровой музыки, так что в альбоме «Good Karma» вы можете почувствовать влияние электронной культуры в том числе.
— В апреле вам пришлось прекратить юбилейный тур из-за болезни Мари. Группа заявила о том, что больше не будет выступать, но продолжится ли студийная история? Планируете ли вы писать новые песни в будущем?
— Мари больше не хочет играть концерты, но, возможно, поклонников еще ждут свежие записи. Время покажет.
— Какие тенденции вы наблюдаете на современной сцене? И как сегодня развивается музыкальная культура в целом?
— За последние годы музыкальная индустрия очень сильно изменилась и будет меняться еще долгое время. Думаю, что звуковые носители исчезнут, будут работать только стриминг-сервисы. Это значит, что мы возвращаемся назад к той системе, которая существовала в 1950-х, когда еще не появились пластинки и CD. Сегодня культура ориентирована на создание новых песен, синглов, а не полноценных альбомов, и это не может не повлиять на судьбу музыкантов. С одной стороны, теперь крупные звукозаписывающие компании предпочитают получать быстрые деньги за счет постоянного выпуска новых хитов и постоянной смены артистов, вместо того чтобы вести одного исполнителя, помогая ему выстроить карьеру. С другой — в нынешней ситуации есть и свои плюсы: распространять музыку через Интернет гораздо проще, чем заниматься дистрибуцией физических носителей. Все эти процессы — и негативные, и позитивные — происходят в одно и то же время. Послушайте радио — вы обнаружите, что большая часть хитов звучит одинаково, при этом личность композитора и автора текстов важна так же, как и личность артиста. Это новый мир.