«Кинотавр» стал женским царством

Рената Литвинова пообещала: «Нас ждут бриллианты и сапфиры»

Проходящий в Сочи 27-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» — это царство женщин. Они все активнее занимают позиции в кинематографе. Да и киноальманах «Петербург. Только по любви», который открыл фестиваль, создавали исключительно представительницы слабого пола.

Рената Литвинова пообещала: «Нас ждут бриллианты и сапфиры»

Ведущая церемонии открытия Рената Литвинова весь вечер рассказывала нам о бриллиантах. Они действительно — лучшие друзья девушек. Снявшись в короткометражке Рустама Хамдамова «Бриллианты. Воровство», Рената еще крепче поверила в это. Ее экзерсисы на эту тему задали тон фестивалю. Член жюри, актриса Мария Шалаева, даже сказала, обращаясь к конкурсантам: «Я впервые в роли сыщика бриллиантов. Я их очень люблю. Ребята, я не ошибусь».

«27 лет подряд всем мы находимся в ожидании гения, — нараспев скажет Рената. — Вот и теперь все в поисках бриллиантов, особенно в коротком метре. 50–60 процентов фильмов нынешнего «Кинотавра» приходится на долю женщин. И большинство из них снимают на собственные сбережения».

На показы молодых приходят все. В первых рядах — член большого жюри Сергей Шакуров — самый серьезный мачо советского кинематографа, по определению Ренаты. Все актеры мечтают работать у талантливых людей, а среди молодежи их немало.

О такой роли, какую сыграла Любовь Толкалина в короткометражке «Уроки рисования для взрослых» Лики Ятковской, может мечтать каждая актриса. На пресс-конференцию по фильму, в котором Рената сняла, пожалуй, самую уязвимую новеллу «Сны Иосифа», слишком манерную для этого альманаха, напоминающую странный сон, она не пришла. Никто не знал, куда она подевалась.

Кому-то сама идея женского авторского альманаха кажется оскорбительной и напоминает гетто. Никому же в голову не придет снять цикл, где бы мужчины объединились по гендерному признаку. На что продюсер Сергей Сельянов ответил: «Это наезд. В кинорежиссуре появилось немало талантливых и ярких женщин. Писал же Гумилев про то, как упал космический луч и возбудил пассионарность в некоторых нациях. Этот луч прошел по женщинам. А я могу спросить: «Почему женщинам все?». Почему нас унизили? Это очевидно не только в режиссуре. Два года назад из 25 абитуриентов операторского факультета ВГИКа было всего 8 мальчиков. Женщины выходят на первый план, и мы решили этой радостью поделиться».

От Бондарчука до Литвиновой: "звезды" на открытии "Кинотавра"

От Бондарчука до Литвиновой: "звезды" на открытии "Кинотавра"

Смотрите фотогалерею по теме

Наибольший интерес вызвала новелла Авдотьи Смирновой «Выгул собак», где одинокая героиня Анны Михалковой живет с собакой, выгуливает ее, иногда знакомится с мужчинами на прогулках по парку или через сайт знакомств. Она идет даже к колдуну, которого сумасшедше сыграл Михаил Боярский. Он обмазывает живот своей клиентки сырыми яйцами, совершая ритуал. Все это выглядит дико и смешно.

Со Смирновой Михалкова работает уже не в первый раз: «У меня ощущение что я — отчасти Дуня Смирнова. Мы друг друга чувствуем. У меня нет собаки, и я не знаю, как с ними управляться. Но они — очень талантливые, гораздо талантливее нас. Теперь я знаю, что собаки любят и хотят сниматься. Некоторых специально привозят на съемки, чтобы они посмотрели, как другие собаки снимаются.

А с Михаилом Боярским у нас получился неожиданный ход. Я была сильно смущена. Существование на съемочной площадке с таким большим артистом заставило поволноваться. Но Дуня убедила: «Это же д'Артаньян. Неужели тебе не хочется с ним сняться?». И я поняла, что это мой единственный шанс. Все так быстро пролетело. Это запланировать было невозможно. Каждый раз был новый спектакль с разными точками падения, втиранием яиц. Мне эти съемки заполнились надолго».

Как выяснилось, не только Анна Михалкова смущалась, но и Михаил Боярский волновался не меньше. Он вообще ставил под сомнение свою пригодность для роли. Взаимное волнение двух артистов наблюдала вся группа.

У Натальи Назаровой в новелле «Просто концерт» в хоре мальчиков поет девочка, переодетая в мужской костюм. Три дня снималась эта сцена, и никто из подростков от 7 до 13 лет не заметил подвоха. А узнав, мальчики очень удивились. Наталья Назарова просматривала разные хоры, и всегда ей в них виделись девочки, даже в одном африканском подростке она распознала девочку. Решила, что, наверное, не хватает мальчиков, вот и приглашают юных барышень. Поделилась своими наблюдениями с руководителем хорового коллектива Вадимом Пчелкиным, тот долго смеялся: кастинг огромный, есть из кого отбирать. Так что эта новелла с подменой — плод воображения.

Наталья Кудряшова, чтобы снять «Аничков мост», неоднократно ездила на автобусные экскурсии по Петербургу с разными группами и поняла, что иностранцы куда больше интересуются городом. Хотела снять русскую группу, но стало ясно, что тогда получится тяжелое авторское кино. «Я не живу в Питере, но не раз там бывала, — говорит Наталья. — Мне важно было рассказать о стереотипах города, который все больше приближается к европейскому формату. Даже неплохо, что я в Питере не живу, зато я смогла рассказать историю с точки зрения туриста».

Член большого жюри Анна Пармас тоже сняла новеллу «Девочки». Ее героиня, несмотря на интересность положения (она ждет ребенка), держится на каблуках и носит пальто персикового цвета, которое уже не сходится на животе. Исполнительница главной роли Светлана Камынина поинтересовалась у режиссера, чем, собственно, руководствуется ее героиня, надевая такое пальто. Самой ей везло в кино на накладные животы. В «Интернах» она была на 3, 6 и 9-м месяцах беременности. Опыт накоплен большой. Анна Пармас написала сценарий по эпизоду из собственной жизни. Она так же, как ее героиня, ходила с мамой на УЗИ, разругались с ней из-за Сталина. А прекрасную Светлану Камынину выбрала по сходству женского типа.

Так что короткий метр с женским акцентом на этом фестивале доминирует. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский говорит, что нынешний фестиваль самый молодой в истории «Кинотавра»: «У нас еще не было такого количества дебютов. Из 75 представленных фильмов — 26 первые в биографии режиссеров. Конкурс короткого метра превратился в естественный процесс отбора кадров. В нем находят новые идеи и смыслы. А те, кто начинал в этом конкурсе, возвращаются на фестиваль со своими полнометражными работами. «Кинотавр. Короткий метр» — возможно, главная программа фестиваля. Это наше представление о будущем, каким будет российский кинематограф завтра. В этом году мы помимо прочего столкнулись еще и с энергичным женским кино».

Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева привела внушительную цифру: 300 фильмов поступило на отбор. География заявок расширилась. Одна из них поступила даже из Маврикия.

Почти все фильмы молодые режиссеры снимают без бюджета. Режиссер короткометражки «Богомол» Елена Полякова скажет: «Сценарий фильма писался за одну ночь. Три месяца я искала актрису, которая бы не побоялась рискнуть. Где еще рисковать, как не в безбюджетном кино?» Состояние дебютантов такое: сердце бьется, ноги подкашиваются. Их работы оценит жюри под руководством продюсера Елены Гликман, в которое также вошли: режиссер Жора Крыжовников, о котором все и узнали на «Кинотавре» благодаря короткометражкам, актриса Дарья Екамасова и кинокритик Лариса Малюкова.

Сергей Бодров-старший прилетел из Лос-Анджелеса в Сочи всего на три дня, чтобы не только получить почетный приз за вклад, но и представить «Кавказского пленника», которому — 20 лет. Об уходе из жизни Алексея Жаркова, который прекрасно сыграл в его картине, он узнал от обозревателя «МК».

— Нет, я не знал об этом. Алексей звонил мне в прошлом году.

— Какие чувства испытываете в день 20-летия фильма?

— Хочется вспоминать дни, когда ты был счастливым. А мы 20 лет назад приехали в Сочи на показ, и это была большая радость. Здесь был мой сын Сергей. Мне «Кавказский пленник» очень дорог по разным причинам, но смотреть мне его сложно. Тем не менее сегодня я его еще раз пересмотрю. А к призу, который мне только что вручили, отношусь очень серьезно. Хотя мой вклад в кинематограф скромный. Эйзенштейн и Гайдай сделали для него гораздо больше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27121 от 8 июня 2016

Заголовок в газете: «Кинотавр» — это царство женщин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру