Но в 70-е и 80-е он был звездой. Реальной звездой, хотя звёздности, как таковой, в нем, конечно же, было мало. Но вот вам перечень фильмов, в которых он сыграл тогда: «Торпедоносцы», «Блондинка за углом», «Прохиндиада», «Парад планет», «Жизнь Клима Самгина», «Город Зеро», Из совсем народных, просмотренных по много раз — следователь в «Криминальном таланте», визави блеснувшей там Александры Захаровой. Циничный и дотошный сыщик Уильям Блор в страшном детективе «Десять негритят». И, безусловно, «Мой друг Иван Лапшин», где роль опять-таки с криминальным уклоном — сотрудник угрозыска Вася Окошин.
Алексей Жарков такой острохарактерный, непредсказуемый, но глубочайший артист при этом. А какая самоирония, какой комедийный дар! Он был так нужен в то самое застойно-болотное время, когда так чётко проступала личность. Депрессивная, пессимистичная, но личность.
Да, Жарков был артистом великого Германа. Того самого Германа, у которого ничего не надо было играть, просто жить, совсем не обращая внимания на камеру. Жить в предлагаемых обстоятельствах.
Алексей Герман-младший:
— Я, к сожалению, плохо знал Алексея Жаркова, но отец о нем не раз вспоминал. Я знаю, что отец считал его величайшим артистом. И знаю, что это был приличный человек, что нынче большая редкость. И ещё знаю, что замены ему нет и не будет. Вот так.
Александр Филиппенко:
— С Лёшей было всегда легко и надёжно. На съемках «Лапшина» мы чувствовали друг друга с полувздоха, а это было самое главное. Ушел товарищ… Знаете, я ему говорил: сделай сольный концерт, читай стихи. Но он не читал, к сожалению. И ещё, знаете, если бы он мне позвонил в восемь утра и сказал: «Саша, нужно приехать». Я бы поехал не сомневаясь.
А что весёлого было? Помните, в «Лапшине» есть такая старушка, хозяйка квартиры. Это старая актриса, она давно уже была на пенсии, но вот играла. А мы с Лёшей постоянно её обманывали, говорили: «Это репетиция, репетиция идет…» А на самом деле уже снимали, конечно. Когда она на озвучании всё это увидела, закричала на нас: «Ах, вы гады». Но потом поставила каждому по бутылке водки. Вот такие розыгрыши были у Германа.
Карен Шахназаров:
— Так получилось, что я, можно сказать, открыл для кино Лёшу. В фильме «Выбор цели» Игоря Таланкина в главной роли Курчатова играл Сергей Бондарчук. А нужно было найти артиста, похожего на молодого Бондарчука, чтобы снять эпизод с молодым Курчатовым. И вот я привёл Лёшу… У нас с ним была какая-то до сих пор неведомая мне связь и человеческая, и творческая. Он замечательно играл у меня в «Городе Зеро», а относительно недавно в «Палате №6». Я его ещё снял в «Исчезнувшей империи», так как по драматургии эта роль уже, к сожалению, не подходила. Вы знаете, он действительно был незаменимым. Появятся ещё другие актеры. Но так как Жарков они точно сыграть никогда не смогут. Уход Лёши — огромная потеря для меня… И для всей нашей культуры.