Оригинальное имя музыканты оправдывают и своим творчеством, превратившимся в один большой эксперимент длиною в два десятка лет, при этом всегда разный и приносящий неожиданные плоды. Артисты показали в столице очередное мощное шоу, накануне которого «МК» поговорил с одним из главных идеологов группы Бигги Туораринссоном о секретах творческого долголетия, находках из прошлого и актуальных тенденциях в современной электронной музыке.
— Какую основную идею вы хотите донести до слушателей своим творчеством? В чем концепция?
— Мы уже долгие годы исследуем электронную музыку, пробуя себя в самых разных направлениях, и это поле еще полностью не освоено. Это целый космос, в котором мне, например, интересно создавать новые композиции, смешивать элементы различных стилей, каждый раз открывать новое звучание. Для меня в музыке главное чувства и эмоции, сила ее воздействия гораздо больше, нежели сила простого вербального общения с людьми. Она действует как наркотик.
— Группе Gus Gus уже больше двадцати лет. Как за это время менялась стилистика?
— Мы всегда ставили перед собой высокую планку, стремясь создавать качественный продукт, но прежде всего не коммерческий, а творческий. На нас оказало влияние огромное количество самых разных музыкальных направлений, элементы которых мы использовали, всегда помещая их в современный, актуальный контекст. Мы совмещаем элементы электронной и поп-музыки, обращаясь еще к 1970-м годам, началу 80-х, нью-вейву, раннему диско, «первобытному» хаусу и техно, эмбиент-хаусу, иногда к драм-н-бейсу, трансу, нью-техно. Техно всегда особенно очаровывало меня своим драйвом, грувом, эмоциональностью. Одно из развивающихся сегодня направлений, которое интересно нам, — это брейкс. Влияний очень много. Мы никогда не стремились играть в каком-то одном жанре и не претендовали на то, чтобы быть создателями какого-то своего стиля, просто шли туда, куда ведет нас звук, настроение, впитываем в себя все как губка. (Смеется.) Когда смешиваешь несколько ингредиентов, получаешь очень любопытный результат, музыкальную «эссенцию». Все наши пластинки не похожи друг на друга, нам не надоедает то, что мы делаем. Наверное, поэтому мы до сих пор интересны людям.
— А какие эксперименты ожидают их в будущем?
— Сейчас мы активно работаем над очередным альбомом. Он получается более плавным, эмоционально глубоким. Думаю, в нем будет преобладать эмбиент-звучание, которое можно ассоциировать со звучанием конца 70-х — начала 80-х. Кому-то это может напомнить Tangerine Dream — немецких пионеров электронной музыки и краут-рока. Но, конечно, там есть и поп-грув — та составляющая, которая заставляет тело двигаться. Слушая такую музыку, люди не должны думать о судьбах вселенной — оставьте это нам, когда мы создаем ее. Поэтому если кто-то из скептиков скажет: «В этих треках нет никакой глубокой мысли, но, когда я слушаю их, я начинаю танцевать» — для нас это будет комплиментом. (Смеется.)
— Как сегодня развивается электронная музыка в целом? Какие тенденции вы наблюдаете?
— Возникает много интересных проектов в андеграунде. Одновременно можно наблюдать слияние электроники с поп-музыкой, и эти направления обогащают друг друга. В последний год я все чаще замечаю, как известные вокалисты начинают экспериментировать с электронным звучанием и из этого получаются неплохие опусы. Кроме того, сегодня становится все более актуальным его сочетание с инструментальным, живым звучанием — это что-то новое, привлекающее внимание аудитории. Лично мне очень нравится, когда в электронной музыке я слышу красивые вокальные партии. Причем мелодия может быть очень простой, но развивающейся, со вкусом приправленной различными эффектами.
— Состав Gus Gus несколько раз менялся: одни участники уходили, другие присоединялись к группе. Как это влияло на ее развитие?
— Звуковые территории наших исследований менялись вместе с вокалистами. Каждый привносил что-то свое. Сначала мы больше экспериментировали в трип-хоп-стилистике, позже жанровая палитра расширилась, и мы стали тяготеть к хаусу, соулу, затем увлеклись историей развития раннего техно в Германии.
— Что помогло команде завоевать всемирную популярность? Это стало результатом упорной работы, везения, понимания того, что хочет услышать публика, или еще каких-то факторов?
— Фактор везения, безусловно, всегда играет свою роль, но его недостаточно. Можно легко заинтересовать публику, впечатлить ее один раз, гораздо сложнее ее удержать. Мы всегда были очень самокритичны и стремились делать очень хорошие шоу, каждое из них продумывая до мелочей, много репетировали, придумывали какие-то свежие ходы. Все это параллельно с постоянной работой над материалом. Думаю, в этом наша сила и секрет нашего успеха.