В 1947 году Музей Рублева открыли на территории Спасо-Андроникова монастыря. В 1960 году его научным сотрудником стал Геннадий Попов, а через 34 года он возглавил музей. При нем провели 15 крупных выставок и пополнили коллекцию 400 уникальными экспонатами. О снятии с должности директора Геннадий Попов узнал 27 мая, новость застала его врасплох. Спустя два дня мы дозвонились до Попова.
— Геннадий Викторович, что, по-вашему, произошло?
— Ничего трагического. Слили две организации, Михаила Борисовича (Миндлина. — К.К.) надо было куда-то пристроить. Я остался замом директора по научной работе и освобождаюсь от канализационно-водопроводной системы. Как директор я следил за всем, включая гардероб и туалеты. Теперь я буду заниматься исключительно экспозицией, наукой и прочими возвышенными вопросами. Начну с улучшения экспозиции и написания каталогов: у нас совсем не все описано и каталогизировано.
— Михаила Миндлина введете в курс дела?
— Конечно, дам ему общие рекомендации и советы. Переберем с ним все отделы.
— В каком состоянии новому директору достается музей?
— Михаил Борисович считает, что в недурном. Для посетителей открыты все залы, чего не было в момент моего прихода в музей. Относительно приведена в порядок территория, но трубы менять надо. В музей приятно войти, хотя он несколько запущен: обветшал, некоторые места требуют покраски. Может, в этом и моя вина есть, тем не менее денег немного дают. Надеюсь, к юбилею (в 2017 году Музей Рублева отметит 70‑летие. — К.К.) все приведем в порядок. Прощаюсь с вами: дел в музее много, пошел работать.
Удалось узнать мнение о сложившейся ситуации и у советника президента по культуре Владимира Толстого, которому сотрудники ГЦСИ собираются отправить петицию против слияния с РОСИЗО. Отправят, когда подписей наберется пять тысяч, на момент написания материала их три тысячи.
— Для меня решение Министерства культуры неожиданно, со мной не советовались, — говорит г‑н Толстой. — Отголоски намерений я слышал, но не думал, что все произойдет так стремительно. Важно, насколько глобальной и разумной будет концепция РОСИЗО, ведь теперь он огромный монстр, холдинг, явление. Если его деятельность направят на развитие и расширение, а не на борьбу с инакомыслием, то будет хорошо. Был бы я отвлеченным человеком — назвал кадровые изменения странноватыми, но как советник президента не могу себе этого позволить.
Недавно министр культуры с гордостью заявил, что по всем кадровым вопросам советуется с виолончелистом Ролдугиным. Видимо, и в этот раз. В итоге мы получили специалиста по актуальному искусству Михаила Миндлина на посту директора Музея Рублева, инженера и финансиста по образованию Сергея Перова — на посту главы РОСИЗО и мегаструктуру, бюджет и расходы которой, вполне возможно, будет сложно контролировать.