По белоснежной стене растеклась десятиметровая, из 34 плавающих экранов инсталляция «Дышащие полотна». В основе анимации — 40 картин из музея. Показывают процесс их создания: от черно-белого этюда до конечного цветастого результата. Каждое полотно приближается, удаляется, распадается на фрагменты, собирается мазок за мазком в пазл, создавая иллюзию ожившего холста. «Они и в самом деле оживают, превращаясь в истории, далекие от хрестоматийных штампов, неожиданные и пронзительные. Мы словно обретаем свежесть взгляда, каким на мир смотрели русские импрессионисты», — говорит автор инсталляции Жан-Кристоф.
На первом этаже — всего их четыре — кроме «Дышащих полотен», ничего нет, что готовит посетителей к минимализму. На цокольном этаже, где расположилась постоянная экспозиция, много свободного пространства, воздуха, который необходим для адекватного восприятия искусства. Развеска живописи максимально комфортная для глаз: картины рассредоточены на достаточном расстоянии друг от друга. Не потому, что их мало, — многие лежат в хранилищах (за восемью белыми дверьми в коридоре). Развешаны по хронологии: от Василия Поленова до современника Валерия Кошлякова. Отдельные стены отданы под военную тематику и художников-эмигрантов.
Из малоизвестных мастеров: Николай Горлов, Ким Бритов. Евгению Оксу с «Осенним утром у костра» дали отдельную витрину. Конечно, больше всего взглядов ловят холсты мэтров: крымские сюжеты Поленова и Коровина, «Окно» Серова, «Венеция» Кустодиева, цветочные натюрморты Кончаловского, «Мокрые афиши» Пименова... Этими полотнами вдохновлялся композитор Дмитрий Курляндский при создании цикла «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма».
— Я создал акустические проекции картин, их третье и четвертое измерение, — рассказывает г-н Курляндский. — Нарисовал звуковую ситуацию, в которой художник работал над картиной. Например, у «Мокрых афиш» мы вместе с художником стоим под зонтиком и слушаем дождь. С саунд-дизайнером Андреем Гурьяновым мы создали электронные звуковые пейзажи. Теперь полотна можно не только увидеть, но и услышать в мобильном приложении выставочного пространства.
На последних его этажах будут проводить временные выставки, сейчас здесь развесили работы Арнольда Лаховского. Ученик Ильи Репина и друг Исаака Бродского, автор иллюстраций к детским книжкам Чуковского и сегодня остается в тени знаменитых современников. Впервые представлена столь полная ретроспектива его творчества: полсотни работ из разных собраний. Специально проведенная музеем макросъемка картин Лаховского дает возможность взглянуть на феномен русского импрессионизма с неожиданного ракурса.