В Москве открылся музей русского импрессионизма

Картины теперь слушают

На культурной карте столицы пополнение: запустили самую долгожданную арт-площадку этого сезона — музей русского импрессионизма. На территории фабрики «Большевик» возвели эффектное здание в форме цилиндра, где собрали работы Серова, Коровина, Кустодиева, Грабаря, Кончаловского... Все они из частного собрания. Заработает музей официально 28 мая.

Картины теперь слушают

По белоснежной стене растеклась десятиметровая, из 34 плавающих экранов инсталляция «Дышащие полотна». В основе анимации — 40 картин из музея. Показывают процесс их создания: от черно-белого этюда до конечного цветастого результата. Каждое полотно приближается, удаляется, распадается на фрагменты, собирается мазок за мазком в пазл, создавая иллюзию ожившего холста. «Они и в самом деле оживают, превращаясь в истории, далекие от хрестоматийных штампов, неожиданные и пронзительные. Мы словно обретаем свежесть взгляда, каким на мир смотрели русские импрессионисты», — говорит автор инсталляции Жан-Кристоф.

На первом этаже — всего их четыре — кроме «Дышащих полотен», ничего нет, что готовит посетителей к минимализму. На цокольном этаже, где расположилась постоянная экспозиция, много свободного пространства, воздуха, который необходим для адекватного восприятия искусства. Развеска живописи максимально комфортная для глаз: картины рассредоточены на достаточном расстоянии друг от друга. Не потому, что их мало, — многие лежат в хранилищах (за восемью белыми дверьми в коридоре). Развешаны по хронологии: от Василия Поленова до современника Валерия Кошлякова. Отдельные стены отданы под военную тематику и художников-эмигрантов.

Из малоизвестных мастеров: Николай Горлов, Ким Бритов. Евгению Оксу с «Осенним утром у костра» дали отдельную витрину. Конечно, больше всего взглядов ловят холсты мэтров: крымские сюжеты Поленова и Коровина, «Окно» Серова, «Венеция» Кустодиева, цветочные натюрморты Кончаловского, «Мокрые афиши» Пименова... Этими полотнами вдохновлялся композитор Дмитрий Курляндский при создании цикла «Музыкальная прогулка по Музею русского импрессионизма».

— Я создал акустические проекции картин, их третье и четвертое измерение, — рассказывает г-н Курляндский. — Нарисовал звуковую ситуацию, в которой художник работал над картиной. Например, у «Мокрых афиш» мы вместе с художником стоим под зонтиком и слушаем дождь. С саунд-дизайнером Андреем Гурьяновым мы создали электронные звуковые пейзажи. Теперь полотна можно не только увидеть, но и услышать в мобильном приложении выставочного пространства.

На последних его этажах будут проводить временные выставки, сейчас здесь развесили работы Арнольда Лаховского. Ученик Ильи Репина и друг Исаака Бродского, автор иллюстраций к детским книжкам Чуковского и сегодня остается в тени знаменитых современников. Впервые представлена столь полная ретроспектива его творчества: полсотни работ из разных собраний. Специально проведенная музеем макросъемка картин Лаховского дает возможность взглянуть на феномен русского импрессионизма с неожиданного ракурса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27111 от 27 мая 2016

Заголовок в газете: Картины теперь слушают

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру