На выставке Шекспира отправляют письма Джульетте

Героев драматурга пробуют на запах

Литературоведы всего мира продолжают задаваться вопросом: был ли Уильям, паренек из Стратфорда-на-Эйвоне, актер и совладелец театра «Глобус», тем самым Шекспиром? А может, под этим именем писал другой автор или группа лиц, устроив величайшую мистификацию? Самое время — спустя 400 лет со дня смерти драматурга — разобраться в запутанной истории. В Англию ехать для этого не надо, достаточно побывать в столичной усадьбе Салтыковых-Чертковых на выставке-аллюзии, посвященной тайнам Шекспира.

Героев драматурга пробуют на запах

тестовый баннер под заглавное изображение

Начинается экспозиция с конца Шекспира — с его завещания. В нем он написал, что оставляет жене Энн Хатауэй «свою вторую по качеству кровать». Супружеское ложе воссоздал дизайнер Виктор Делог; правда, поместиться на нем может только лилипут. Шаловливый вымысел не возбраняется, учитывая, что данных о росте драматурга не сохранилось. И вообще, из всех документов до нас дошли только 37 его пьес, 2 поэмы и 154 сонета.

Инсталляцию в виде гигантского стеклянного пера тоже представили. Интересен макет театра «Глобус». Благодаря размеру — два метра в диаметре — можно взглянуть на сцену глазами зрителей XVI века. А им приходилось изрядно задирать головы, так как сцена находилась высоко — на уровне современного 2–3-го этажа. У театра нет крыши: из-за отсутствия электричества спектакли давали только днем. Многие из них длились больше пяти часов, и голодным зрителям в антракте раздавали яблоки. Нередко огрызки летели прямо в актеров, если посетители совсем забраковывали постановку. А раздражить их могла не только актерская игра, но и вонь, которая периодически просачивалась в зал. Ведь уборные, показанные на макете, располагались под деревянными партером и амфитеатром, поэтому от запаха избавиться было сложно.

Елизавета I была страстной поклонницей и покровительницей театра, поэтому именно ей посвятили бывший читальный зал библиотеки особняка. На окнах красуются знаменитые портреты королевы, напечатанные на атласе. Под ними расставили театральные костюмы шекспировских времен, сшитые и украшенные жемчугом студентами театральных институтов. Посмотреть первое черно-белое фэнтези «Сон в летнюю ночь», любимое произведение королевы Елизаветы, можно в киноротонде.

Из него через лестницу попадаем в подземелье. В XVII веке в нем располагались палаты последнего касимовского царевича. Сегодня здесь темно, бесконечная анфилада арок, сводчатые потолки, скрипучие лестницы. Из-за угла мелькает тень отца Гамлета, когда приближаешься к ней — видишь рыцаря в доспехах. В таком костюме Уильям Шекспир исполнял роль тени в театре. Рядом с рыцарем бродят ведьмы из «Макбета» и шепчут заклинания. Невольно отстраняешься от них в глубину помещения и чуть не проваливаешься между деревяшками моста. По обе стороны стоят лодки, напоминающие, что «Глобус» и дворцы знати стояли на разных берегах Темзы. Чтобы попасть на представление, нужно было переплыть реку.

Подземелье особняка не пахнет сыростью, наоборот — свежими пряными запахами из колб с табличками: Гамлет, Отелло, Макбет... «Орган запахов» расположили напротив клозета XVI века. Именно такой сундук-туалет возили для фрейлин Елизаветы I дам во время путешествий.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27109 от 25 мая 2016

Заголовок в газете: Шекспир на запах

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру