О работах, отмеченных профессиональным жюри, общественным советом фестиваля и дипломе, который был вручен от имени прессы, - в материале нашего специального корреспондента.
Впервые фестиваль документалистов состоялся в Севастополе двенадцать лет назад по инициативе проживающих в Крыму Героев Советского Союза. Позже программа фестиваля была расширена. Ныне зрители и жюри увидели две большие программы: конкурс документальных фильмов и конкурс телевизионных программ. Среди участников фестиваля было более ста человек из 21 страны.
В конкурсе ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ фильмов были вручены 5 призов.
Гран – при удостоился фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан». В фильме была показана смешная и грустная история двух подруг из Киева, которые оказались по разные стороны баррикад, и, тем не менее, подставили друг другу плечо в трудную минуту. Не смотря на разногласия, поняли, что нуждаются друг в друге. Этот же фильм поставила на первое место и пресса. От имени журналистов режиссеру из Украины Варваре Филипчук был вручен специальный диплом «За лаконичное, метафорическое решение актуальной темы».
Приз за лучшую режиссуру имени Игоря Шадхана получил документальный фильм Константина Смирнова «Перемирие». В сюжете картины – семья, распавшаяся по политическим мотивам; свадьба в полуразрушенном городе, где трудно найти свадебный салон; контуженные собаки, бросающиеся под колеса машин; мать ополченца, которая живет по ту сторону фронта и просит не снимать ее, потому что к ней уже не раз приходили представители СБУ. Все это – дико, но по меркам жителей Донбасса – вполне обыденно.
Приз за лучшую операторскую работу имени Анатолия Головни получил фильм Татьяны Борщ и Владимира Шуванникова «Николай Пржевальский, Экспедиция длиною в жизнь». Автор сценария и режиссер пытаются ответить на вопрос: кем был русский путешественник Николай Пржевальский – ученым или русским разведчиком? Зачем он так упорно стремился в Лхасу? Почему азиаты называли его святым? Оператором на картине был Илья Эмануэль.
В конкурсных программах было представлено так много молодых авторов, что на фестивале был учрежден Приз за лучший документальный дебют. Награды в этой номинации удостоилась Дарья Абатурова из Перми за документальный фильм «Дневник училки». В фильме рассказывается о том, как выпускница университета решает поставить эксперимент и устраивается на работу в обычную провинциальную школу. Молодой педагог начинает вести видеодневник, в котором откровенно рассказывает о своих проблемах, открытиях, первых победах и ищет ответ на главный вопрос: остаться работать в школе или уйти?
Приз за лучший фильм о войне получил Вячеслав Серкез за документальную ленту «20-й блок. Охота на зайцев». В фильме рассказывается о том, как в феврале 1945 года из 20 – го блока смерти, концлагеря Маутхаузен совершили побег более четырехсот советских военнопленных офицеров. На голодных, раздетых, измученных людей началась охота. В живых удалось остаться лишь девятерым.
Специальным дипломом жюри был отмечен документальный фильм «Грузовик с конфетами» режиссеров Павла Фаттахутдинова и Светланы Бобровой из Екатеринбурга. Авторы показали, как младший сын в большой семье Бизюковых пытается создать собственную семью.
Специальным дипломом жюри «За своеобразие режиссуры и визуальную выразительность фильма» был отмечен фильм «Чао, Расма!» режиссера из Латвии Лайлы Пакалнини и оператора Арко Окко. В центре документальной ленты – латышский затонувший военный сухогруз «Расма» и судьба людей, которые живут рядом на острове Мохни у берегов Эстонии.
Жюри в конкурсе ТЕЛЕВИЗИОННЫХ фильмов оказалось еще более щедрым на награды.
Приз за лучший телевизионный фильм достался картине Владимира Головнева «Два детства». В центре фильма – документальное наблюдение за жизнью старшеклассников в канун юбилея Победы. Фильм повествует об обратной стороне патриотизма.
Приз за лучший сценарий имени Максимилиана Волошина достался картине Екатерины Дорофеевой «Василий Ерошенко. Дорога к солнцу», где рассказывается о талантливом писателе, музыканте, главном певце языка эсперанто, который, будучи слепым, путешествует по всему миру и учит незрячих людей чувствовать этот мир и жить полноценной жизнью.
Приз за лучший портретный очерк получил фильм режиссера Сатыбалды Текеева из Казахстана «Сагадат Нурмагамбетов: последнее интервью». В центре картины – история лейтенанта, который стал генералом.
Приз за лучший цикл получила Елена Ласкари за фильм «Война и мир маршала Рокоссовского» (цикл «Больше чем любовь»), где рассказывается о личной жизни полководца.
Приз «За актуальный репортаж» получил фильм Владимира Исаева и Александра Новикова «Тайна черных трансплантологов» (цикл «Врачи без границ»). Эксклюзивный репортаж был снят в Пакистане, где располагается один из центров «черной» трансплантологии.
Приз за лучшую телепрограмму был вручен Ирине Минигалеевой за фильм «Орнамент. Кага», в котором рассказывается о жителях старинного села, которые почитают свои традиции, не забывают ремесла, находят время и потрудиться, и повеселиться.
Приз за лучший сериал достался фильму Яна Петера «Дневники великой войны» (совместное производство - Германии, Франции и Канады). В картине рассказывается история Первой мировой войны глазами простых людей из разных стран.
Приз программы «Военная тайна» получил Константин Красноперов за ленту «Дневник военкора». Фильм посвящен военным корреспондентам и операторам, которые всегда остаются за кадром, чье оружие – камера и блокнот. Автор фильма не смог присутствовать на церемонии, так как находится сейчас в Донбассе.
Специальный приз жюри «Гордость русской культуры» достался картине Андрея Судиловского «Евгений Чириков. Изгнанник земли русской» о писателе, драматурге и публицисте, который покинул родину и снискал известность в Европе.
Диплом за лучший мини – сериал был вручен картине режиссера Бориса Сарахатунова «Ким и Клара». В центре фильма - история о советских военных разведчиках Кузьме Гнидаш (Ким) и радистке Кларе Давидюк.
Диплом за лучшую телепрограмму имени Святослава Бэлзы достался режиссеру и автору сценария Вячеславу Лагунову за творческую работу «Мандельштам о Мандельштаме» о жизни одного из самых ярких и неоднозначных поэтов серебряного века.
Диплом за лучшую социально – философскую ТВ – работу имени Джеммы Фирсовой был вручен Илье Баранову за фильм «Румыния с мечтой о величии» (цикл «Освобожденная Европа»). Авторы многосерийной документально – художественной ленты напомнили, какие процессы в Европе привели к началу Второй мировой войне. В картине были показаны хроники, найденные в архивам 13 стран.
Также дипломом в этой номинации был отмечен фильм Григория Илугдина «Двадцать судеб и одна жизнь». Лента рассказывает о 30 – летнем инвалиде Владиславе Пикулеве из Зеленокумска, страдающим ДЦП, который возвращает имена ставропольцам, которые пропали без вести в годы Великой Отечественной войны.
Специальный диплом жюри «Портрет эпохи» получил фильм украинского режиссера Игоря Телегина «Шок для Сталина». Картина повествует о летчиках – героях 31 Гвардейского авиаполка, которые воевали на самолетах, купленных колхозниками села Шотовка Херсонской области и Ферапонте Головатом, который на личные средства купил на заводе первый самолет ЯК- 1.
Специальным дипломом жюри «Дружба народов» был отмечен фильм Назгуль Абутурапова «В огонь за Родину», в котором рассказывается о воинах – казахстанцах, Героях Великой Отечественной войны.
Специальный диплом жюри получила Татьяна Донская за фильм «Доброе утро», в котором рассказывается о молодом талантливом хоккеисте Николае Прохоркине, который в свой первый же сезон в ЦСКА сумел стать лидером и лучшим бомбардиром команды.
Также на фестивале были вручены СПЕЦИАЛЬНЫЕ призы. Так Приз президента фестиваля Владимира Меньшова достался Лидии Зелович из Нидерландов, уроженке Сербии, за фильм «Моя личная война». Автор вспоминает о том, что ей довелось пережить их семье во время бомбежек в Сараево.
Приз оргкомитета фестиваля получила документальная лента Александра Олькова «Богомяков» (цикл «Титаны»), который был посвящен герою Тюменского края – Геннадию Богомякову, который доказал нецелесообразность строительства Нижнеобской ГЭС и спас от затопления территории пригодные для добычи нефти и газа. Ныне он, многими забытый, живёт в глухой деревне.
Приз губернатора Севастополя был вручен китайскому режиссеру У Сянле за документальный сериал «В поисках Бабушкиных». Авторы в картине проследили судьбу советских летчиков и танкистов, которые в 1937 – 1941 годах вместе с китайскими товарищами воевали против японских агрессоров.
Специальный приз общественного совета фестиваля получила документальная лента Андрея Дёмина «Одесса. Черная весна». В создании фильма приняли участие более 20 непосредственных участников событий – по их мнению, это самый правдивый фильм о трагедии 2 мая 2014 года, когда в Доме профсоюзов погибло при пожаре около 50 активистов антимайдановского движения.