Кен Лоуч, которому скоро исполнится 80, рассказывает, как обычно, о самых простых и рядовых людях, столкнувшихся с миллионом бед. В данном случае — с проблемой социального обеспечения и поддержки в трудной ситуации. Ты потерял трудоспособность, как это случилось с 50-летним героем? О`кей. Государство готово тебе помочь, но для этого надо соблюсти кучу формальностей, пройти несколько инстанций, заполнить массу бумаг, доказывая, что всю жизнь ты трудился не покладая рук и теперь достоин поддержки. И пока ты идешь по этому пути, можешь просто умереть. И тогда никакой поддержки уже не нужно. Это настоящая одиссея. Нам даже сложно представить, что все это есть в благополучной Англии. Но человек есть человек: самому трудно, но он готов поддержать того, кому еще хуже. Например, мать-одиночку с двумя детьми, вынужденную идти за едой в пункты социальной раздачи, хотя это унизительно. Там можно упасть в голодный обморок, пока тебе представят все то, что ты можешь получить. Лоуч демонстрирует насквозь прогнившую социальную систему своей страны, когда человек вступает в конфликт с государством и проигрывает этот бой.
Лоуч — сильный режиссер и всегда шел своим путем. Редко кто из его коллег в столь преклонном для кинематографиста возрасте умеет держать марку. Британский классик долго ждал «Золотую пальмовую ветвь», а ему ее все никак не присуждали за лучшие его картины. Наконец, наградили в 2006 году за не самую выдающуюся ленту «Ветер, который качает вереск». И вот опять — «Золотая пальмовая ветвь». Теперь Лоуч попал в узкий круг тех, кто дважды лауреат самой главной кинонаграды, — а это братья Дарденн, Кустурица, Коппола, Имамура, Билле Аугуст. И он этого достоин.
Гран-при получила картина молодого да раннего, явно перехваленного в Каннах 27-летнего канадского режиссера Ксавье Долана. Он отмечен за фильм «Просто конец света», где у него впервые снимались звезды первой величины, «золотой запас» французского кино: Леа Сейду, Венсан Кассель, Натали Бай, Марион Котийяр. Главную роль исполнил харизматичный Гаспар Ульель. Говорят, что в этой семейной драме есть что-то автобиографическое. Фильм рассказывает об умирающем от СПИДа 34-летнем писателе, приехавшем к родным словно бы попрощаться. Сам Долан рассказывает: «Это мой первый фильм о семье. Он не только о матерях и сыновьях, но о том напряжении, которое возникает между близкими людьми, — иногда оно сопровождается соперничеством, разочарованиями, горечью одиночества, неумением услышать людей, которых мы любим».
В картине Долана все строится на крупных планах, которые не все из актеров оправдывают. В других руках они могли бы блистать. У Долана, несмотря на весьма юный для режиссера возраст, уже шесть картин за плечами. Он стал любимцем Канн, успел поработать в жюри, на его фильмы за два часа занимают очереди. Многие восхищаются, а кто-то с ужасом понимает, что цена всему этому — пшик. Долан, получая награду, только что не ревел во весь голос. Но после того как два года назад его фактически приравняли к Годару, вручив один приз на двоих, чего тут волноваться. Главное, чтобы хрупкая психика выдержала.
Лучшим режиссером стал высокоталантливый Кристиан Мунджу из Румынии, снявший картину «Выпускной». Он уже имеет «Золотую пальмовую ветвь» 2007 года за картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Новый фильм о буднях интеллигентной румынской семьи тоже мог претендовать на главную награду. И совсем уж неожиданно с Мунджу разделил приз за режиссуру французский режиссер Оливье Ассаяс, который в фаворитах и не значился. Его «Персональный закупщик» — о девушке, приобретающей для богатой клиентки самые дорогие украшения и наряды. Но все не просто в этой истории, она не лежит на поверхности. Героиню преследует дух умершего брата. Она получает леденящие душу СМС, словно бы с того света. Призраки появляются в ее доме, и девушка мечется в ужасе, не зная, что с этим делать.
Приз жюри получила чувственная и передающая молодой дух Америки картина «Американский мед» британки Арно Арнольд, впервые работавшей в США. Юная героиня, которую сыграла очень способная 19-летняя дебютантка Саша Лейн, бросает семью и отправляется в полное свободы путешествие со своими сверстниками. Они перемещаются из города в город, подписывают граждан на какой-то никчемный, а может быть, и несуществующий журнал, берут за это деньги… Словом, занимаются мелким мошенничеством, веселятся, не заморачиваясь никакими проблемами. Они просто ловят кайф от каждой минуты своей молодой и безбашенной жизни.
Самым неожиданным образом распределились актерские награды. А сильные работы были. Лучшим актером стал ничем особенно не примечательный Шахаб Хосейни в иранском фильме «Коммивояжер» Асгара Фархади. Сам Фархади получил награду за лучший сценарий. Он работает в привычном ключе и способен поразить разве что зрителя, который не знаком с лучшими образцами иранского кино и оскароносным фильмом самого Фархади «Развод Надера и Симин», где все уже было сказано. Лучшей актрисой жюри сочло филиппинку Жаклин Хосе в картине «Ма Роса» Брийанте Мендосы. Это очередное живописание трущобной жизни Манилы. Главная героиня торгует в продуктовом ларьке, позволяя себе переступить закон. Немножко наркотиков не повредят ее семейству, если их с умом продать. На этом Роса и погорела. Ее дети должны каким-то образом вытащить родителей из полиции, но для этого потребуется собрать неподъемную для них сумму. Жаклин Хосе — сама жизнь: актриса бесхитростно существует в кадре, как существовали бы дети или животные. У нее и в помине нет виртуозности и блеска Изабель Юппер, которая не получила ничего за, возможно, главную роль своей жизни в картине «Она» Пола Верховена. У Юппер уже есть две актерские награды Канн за «Пианистку» и «Виолетту Нозьер», но это было давно — в 2001 и 1978 годах.
«Золотую пальмовую ветвь» за вклад в киноискусство получил французский актер Жан-Пьер Лео, с именем которого ассоциируется прежде всего фильм «400 ударов» Франсуа Трюффо. «Золотая пальмовая ветвь» в короткометражном конкурсе досталась картине «Таймкод». «Золотой камеры» за лучший режиссерский дебют удостоена французская картина «Божественные» Хоуды Биньямин. В жюри, присуждающем эту награду, работал российский продюсер и режиссер Александр Роднянский.