По жизни Георгия Натансона можно изучать историю советского кино. Экзамен во ВГИКе у него принимал Сергей Эйзенштейн. А начинал свою кинокарьеру Георгий Григорьевич ассистентом режиссера и вторым режиссером у Ивана Пырьева, Александра Довженко, работал у Александра Птушко на картине «Садко». Дебют в режиссуре пришелся на 1956 год, когда вышла его короткометражка «Небесное создание». Сценаристом и актером этого фильма стал кукольник Сергей Образцов. В 60-е Натансон снял «Старшую сестру, «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной, ленту «Посол Советского Союза» с Юлией Борисовой в роли первой в мире женщины-посла, прообразом которой стала Александра Коллонтай.
У него снимался Николай Черкасов в картине «Все остается людям», начинали и Наталья Тенякова, и Инна Чурикова. На его фильмы в кинотеатрах выстраивались очереди, а на премьеру фильма «Еще раз про любовь» невозможно было попасть. В нем должен был сниматься Владимир Высоцкий. Хотели специально для него изготовить ботинки с пятисантиметровыми каблуками, чтобы был он под стать Татьяне Дорониной. Но кинопробы Натансону и автору сценария Эдварду Радзинскому не понравились, и вместо Высоцкого был приглашен Александр Лазарев. Он, по словам режиссера, лучше монтировался с Дорониной. А вот роль Мышки могла бы сыграть студентка Гнесинки Алла Пугачева, с которой Георгий Натансон случайно познакомился на улице Горького. Увидел девушку в веснушках и пригласил на пробы. Но сыграла в фильме Елена Королева.
Еще одна фирменная история, каких у Натансона множество, — про Доронину, одну из первых смелых актрис, участвовавших в постельной сцене. Она разделась, а вот Лазарев категорически отказался — так и снимался в брюках и ботинках. В Госкино сценарий «Еще раз про любовь» сочли аморальным, не давали снимать. Георгий Натансон вспомнил в нашем разговоре, как начальство возмущалось: «Что это такое? Герои познакомились в ресторане и тут же оказались в постели. К чему мы призываем наших советских девушек?». Но Натансон своего добился, и Татьяна Доронина в роли стюардессы стала лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран». Это его муза. Вместе они работали еще и на картинах «Старшая сестра», «Валентин и Валентина». А потом Натансон снял про нее два фильма. А ведь началось с того, что худсовет «Мосфильма» не утвердил Доронину на роль в «Старшей сестре», сочтя, что молодой актрисе кино противопоказано.
Он мог бы поработать с Рэйфом Файнсом. Во время визита британского актера в Москву Натансон предложил ему роль Михаила Булгакова в своем фильме. Хотя деньги на съемки не находил годами. Потом появятся художественно-публицистические картины о пребывании писателя в Крыму и на Кавказе. В свои 90 Георгий Натансон поучаствовал в работе над киноальманахом «Москва, я люблю тебя», который затеял Егор Кончаловский. И сделал пятиминутную новеллу с участием байкеров «Ночные волки».
Накануне юбилея мы поговорили с Георгием Натансоном по телефону.
— Это для меня такая радость, что вы позвонили. Я уж думал, что вы меня совсем забыли, уехали в Чикаго или в Аргентину. Я — подписчик «МК», каждый день читаю вашу газету.
— Будете праздновать юбилей?
— Моя ассистентка сделала небольшой фильм обо мне, с отрывками из фильмов. Он получился очень милый. Мы пока нигде его еще не показывали. Могу вам похвалиться: очень хорошая у меня получилась картина «Я вернусь… Путешествие Михаила Булгакова в Крым». Ведет ее Вася Лановой. Мы снимали в домике Чехова в Ялте. Эта картина о том, как Толстой, Чехов, Булгаков, Маяковский работали в Крыму, как туда приезжал Московский Художественный театр. Горький, Немирович-Данченко, Книппер-Чехова. Все там были. Я же в свое время беседовал с Марией Павловной Чеховой. Она интересные вещи рассказала.
— Чем вы сейчас занимаетесь? Вы же никогда без дела не сидите.
— Сейчас я обращаюсь к президенту с просьбой дать мне деньги на картину о героине Ленине Варшавской, о которой большая статья вышла в «МК». Я хотел сделать фильм о девочке 17 лет, которая, будучи студенткой Гнесинского училища, сбежала на фронт. Отцу своему сказала: «Сейчас нужна другая музыка». Она спасла 15 офицеров и погибла при штурме Таллина. Ее захоронили в том месте, где установлен был «Бронзовый солдат». Но потом это все разорили.
— А почему вас взволновала именно эта история?
— У этой отважной девушки такая удивительная судьба, и так все закончилось трагически после ее смерти. Можно было ко Дню Победы снять этот фильм. Я написал синопсис, могу вам его передать. Позвонил в приемную, где принимают звонки Путину, а мне там сказали, что нужно изложить содержание своей просьбы за одну минуту. Всем, кто обращается к президенту, больше не дают. С самого начала так говорят: «У вас есть одна минута». Вот я и написал очень коротко о подвиге этой девушки. Всюду только сложности, борьба за правое дело.
— Но вы не сдавайтесь! Мы вас поздравляем с наступающим днем рождения!
— Я и не сдамся. А я вас нежно обнимаю и очень осторожно целую.