— Почему вы согласились стать президентом Международного фестиваля документальных фильмов?
— Документальное кино сейчас интереснее художественного. В последнее время появилось много замечательных студенческих, фестивальных работ. Честно говоря, меня еще подкупило слово «Севастополь».
— Не боитесь, что, возглавив фестиваль, который проходит в Крыму, станете невыездным?
— По линии Украины я уже давно невыездной, попал у них в некий «черный список». Но, честно говоря, я и сам в эту Украину не поеду. Европа же для меня открыта.
— Что для вас кино — профессия или жизнь?
— Жизнь. Я картинами отмериваю свои промежутки жизни. Я не понимаю людей, которые каждый год снимают по фильму. Для меня каждый фильм — как война. Каждый день я пребываю в сомнениях: готов — не готов, что-то надо еще додумать, ведь все собрались и ждут от тебя команды. Это большое нервное потрясение.
— Кем хотели стать в детстве?
— Во втором классе — летчиком, потом танкистом. А сознательно мечтать о кино стал в подростковом возрасте. Я был киноманом, не пропускал ни одного вышедшего фильма, с лету запоминал реплики и песни из кинофильмов. Мне казалось, что в кино работают небожители. А желание стать актером сначала казалось недостижимой мечтой. Потом понял, что не боги горшки обжигают. Собралась целая команда единомышленников, которые хотели поступать на актерский факультет. В результате поехал я один… Родители мне дали денег на билет. Я приехал, увидел большие очереди, конкурс на одно место составлял 200 человек. Тогда же понял, что это то самое место, где мне будет интересно учиться. Но поступил я только с четвертой попытки...
— Какая роль в вашей фильмографии стала поворотной?
— Моя первая роль, она же самая любимая, многое определила в моей жизни. Я поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ, но меня никогда не приглашали на пробы. Я решил уйти из кино в режиссуру. И тут сокурсник Александр Павловский предложил снять дипломный фильм по рассказу Валентина Катаева «Ножи». Написали сценарий. На главную женскую роль нашли девочку прямо на улице. Это была Лариса Удовиченко, которая тогда училась в 10-м классе. На главную мужскую роль актера найти долго не удавалось, тогда Павловский стал заинтересованно посматривать в мою сторону. Я долго не соглашался. Но до съемок оставалось мало времени. И были сделаны пробы. Что стало для меня суровым испытанием. Я себе страшно не понравился на экране. Я представлял себя красивым, а увидел совсем иным… Но фильм имел успех. Меня стали приглашать в другие картины. Я сыграл председателя колхоза Семена Боброва в фильме «Человек на своем месте». Было 65 съемочных дней. Потом был приглашен еще на несколько других главных ролей.
— Будет ли сниматься продолжение фильма «Москва слезам не верит»?
— Мне не раз предлагали это сделать. Говорили, например, давайте, дети соберутся на могиле Гоши, у каждого из них будет своя необычная судьба. Я думаю, что это коммерчески оправданно, но творчески не целесообразно. «Москва слезам не верит» — законченная в себе вещь.
— Что вы сейчас снимаете?
— Ничего. Есть намерения, но о своих планах я предпочту не распространяться. Я сейчас много снимаюсь. Например, в рамках фестиваля пройдет фильм с моим участием «Зеленая карета» режиссера Олега Асадулина. На подходе сериал. Также много сил отнимает педагогическая деятельность, у меня три мастерские.
— Что вы думаете о своей роли куратора хоккея из ЦК КПСС Эдуарда Борисовича Балашова в фильме «Легенда №17»?
— Там я играю резко отрицательного героя. И получил даже приз российской народной кинопремии «Жорж» за лучшую отрицательную роль в кино. Но люди меня не возненавидели, никто не плюется, не рвется в драку, — смеется Владимир Валентинович.
— Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы, почему не упоминается имя Сталина?
— Попытку сначала измазать это имя, а потом замолчать я считаю великой несправедливостью. Впрочем, ни та ни другая попытка не удалась…
— Раньше фильмы о Великой Отечественной войне снимали режиссеры, которые сами участвовали в боях и многое пережили. Большинство из этих картин вошли в золотой фонд российского кинематографа, стали эталоном. Может быть, современным режиссерам не стоит браться за эту тему? Может, сейчас уже нужно закрыть тему войны?
— Это неконструктивный подход. Регулировать картины таким образом нельзя. У каждого свое видение того времени. Если появится новая талантливая повесть, почему бы по ней не снять фильм?
— За последнее время снято немало ремейков любимых всеми фильмов, в том числе «Ирония судьбы», «А зори здесь тихие…». Сейчас на экраны вышел «Экипаж» режиссера Николая Лебедева. На ваш взгляд, стоило ли за это браться?
— Во мне живет старый «Экипаж», но надо учитывать, что выросло уже другое поколение, сменился зритель. Кто сейчас ходит в кинотеатры? В основном молодые люди до 25 лет. Для них сейчас и создается кино. Мы стареем, порой брюзжим… Но надо за собой следить. Надо учитывать, что существует мир, отличный от наших миров. Я одобряю жизнь, что она течет и меняется.
— Как вы относитесь к победе украинской певицы Джамалы на «Евровидении»-2016?
— Подозреваю, что здесь больше политической игры, чем творческой составляющей.
— Как вы отдыхаете?
— Лучший отдых для меня — с книжкой на диване.