На показе «Незнакомки» братьев Дарденн ко Дворцу фестивалей подогнали около 20 полицейских машин. Столпотворение было страшное. В этом году предприняты повышенные меры безопасности, поэтому и полицейские несут свою службу с автоматами наперевес. Зрелище, прямо скажем, не из приятных.
Просчитать выбор жюри во главе с австралийцем, режиссером «Безумного Макса» Джорджем Миллером крайне сложно. Этот президент — в некотором смысле темная лошадка. На фестивале, по его признанию, он чувствует себя как на курорте: красивая обстановка, море, много фильмов и приятное общество.
Один из наиболее заметных конкурсных фильмов, показанных в эти дни, — бразильский «Водолей», — имеет все шансы на награду. Еще недавно его режиссер Клебер Мендосо Филхо был кинокритиком, приезжал в Канны и стоял в очередях, чтобы попасть в зал. Съемочная группа вышла на звездную дорожку с табличками, где на разных языках сообщалось, что Бразилия перестала быть демократической страной и следует остановить переворот. Главную роль в «Водолее» сыграла редкой стати и благородства актриса — 65-летняя бразильская дива Соня Брага. Ее Клара многое пережила — смерть мужа, рак, осталась с одной грудью, которую камера продемонстрирует без прикрас. Героиня живет в опустевшем доме, из которого ее пытаются выселить. На этом месте возведут высотку. Мы наблюдаем за буднями немолодой героини, ее встречами с родными, откровенным свиданием с юным любовником по вызову. Она вызовет его после того, как станет свидетельницей групповой оргии шумных соседей. «Водолей» занял в рейтингах критиков третье место после немецкой ленты «Тони Эрдманн» Марен Эд и американского «Патерсона» Джима Джармуша.
Мы обратились к экспертам, чтобы подвести предварительные итоги. Божидар Манов, киновед, президент болгарского отделения ФИПРЕССи, профессор Национальной академии театра и кино в Софии, считает, что наличие 5–6 сильных картин в нынешнем конкурсе — свидетельство того, что фестиваль состоялся: «Я бы выделил румынскую ленту «Сьерра Невада» Кристи Пуи, «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча, американский фильм «Лавинг» Джеффа Николса и, конечно, «Тони Эрдманна» — в нем такое чувство юмора, редкое для немецкого кино. Очень хорошую картину снял Джим Джармуш, а сыгравший в нем главную роль Адам Драйвер — настоящий водитель, ему веришь. Альмодовар оказался ниже себя самого. Его пиком была картина «Поговори с ней». Мне не очень понравился «Американский мед» Андреа Аарнольд, но в фильме прекрасные актерские работы у дебютантки Саши Лейн и Шайа ЛаБафа. Джордж Миллер не очень разбирается в таком кино, сам он снимает совсем другие фильмы. Думаю, что его жюри вполне может оценить «Лавинг», где затрагивается расовая проблема, а главные роли сыграли темнокожая актриса из Эфиопии и австралийский актер в роли белого мужа. Не будем забывать, что у нас впереди еще фильм Кристиана Мунджиу, а у него всегда великолепно играют актеры».
Киновед из Великобритании Биргит Боймерс, если бы ей довелось распределять награды, приз за режиссуру отдала бы румыну Кристи Пуи за картину «Сьерра Невада», актерскому ансамблю фильма «Ма Лют» («В тихом омуте») французского режиссера Брюно Дюмона, а «Золотую пальму» — немецкой ленте «Тони Эрдманн». Программу в целом она оценила как очень достойную, но вместе с другими экспертами делать окончательные выводы не спешит. Все-таки впереди — «Она» Пола Верховена, румынская лента «Семейные фотографии» Кристиана Мунджиу, обладателя «Золотой пальмовой ветви» за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
Кирилл Разлогов, культуролог и программный директор Московского международного кинофестиваля, также поделился с «МК» своими оценками:
— У критиков возникают разногласия по многим картинам. Пока в фаворитах — «Тони Эрдманн». В российском сообществе называют еще и южнокорейскую «Мадемуазель» Пака Чхан-вука. У французов и англоязычных критиков разные взгляды, а если добавить к ним еще и восточноевропейских коллег, то получится полная чересполосица. Поскольку нынешние Канны 69-е по счету и постоянно обсуждается их эротическая составляющая, то эта картина наиболее близка к квинтэссенции фестиваля. Многие работы приблизительно одного уровня. У одних главный козырь — социальный, у других — авангардистский. Могу назвать аутсайдеров. Это «Лавинг» Джеффа Николса. Мне не понравился Джармуш. Его «Патерсон» — простенькая безделушка, но французским критикам фильм нравится. Весь вопрос в критериях. Это наиболее абстрактная картина, ничего не затрагивающая и говорящая о поэзии. Она наиболее безопасна для оценки. Во всех остальных фильмах есть какая-то позиция. Что касается женских ролей, то пока лидирует немецкая актриса Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна», а также Марион Котияр в «Каменной болезни» Николь Гарсия. Но против нее может сыграть тот факт, что она уже имеет все награды. Зачем же давать еще? Из актеров отметил бы Петера Симонишека из «Тони Эрдманна», интересно сыгравшего свою роль. Особого шанса нет у Альмодовара, хотя его картина мне скорее понравилась. Обычно в жюри отбирают режиссеров, которые не могут делать фильмов, составляющих конкурс. Актрисы из жюри пойдут на поводу у президента жюри. Он будет хозяином ситуации. Миллер делает высокобюджетные экшн-фильмы, а в конкурсе таковых нет. Поэтому он может выбрать и Джармуша — как наиболее полярного по отношению к себе режиссера. Корейскую картину он вряд ли выберет. Она ближе к тому, что он сам снимает. Я бы не сказал, что большой шанс победить есть у Кирилла Серебренникова, «Ученик» которого представлен в программе «Особый взгляд», хотя это яркая театральная работа».
На кинорынке показали необычную российскую картину «Прикосновение ветра» — продюсерский проект дочери Кирилла Разлогова Анастасии. Начиналось кино как игровое, но потом трансформировалось в документальное. Соответственно, у него два режиссера — дебютантка и выпускница ВГИКа Ольга Веремеева, а также опытная документалистка Елена Демидова «Наш фильм больше об актрисе Юлии Ауг, нежели о Бурятии, где мы снимали, — рассказывает Анастасия Разлогова. — В нем есть духи, показана буддийская культура и представления Юли о том, как надо действовать в такой среде». Ее героиня отправляется из Москвы в Бурятию, чтобы сказать своему давнему студенческому возлюбленному, что он отец ее дочери. Сразу не поймешь, о себе ли говорит актриса, или же это чистой воды вымысел. Она вспоминает, как росла в Эстонии на берегу моря (что чистая правда) и разговаривала с сосной, ставшей для нее своего рода матерью. Юлия Ауг — как рана, воспринимает все настолько осязаемо и близко к сердцу, что за нее становится страшно. Она напоминает античную богиню своей статью, при всей несообразности ее внешнего вида окружающей местности. В шляпе, платье в пол, на высоких каблуках она ковыляет по деревне. Она впервые в Бурятии, и мы ее глазами видим эту землю. Иностранным зрителям приходится особо пояснять, что Бурятия — буддийский регион России.