Впереди еще несколько многообещающих картин. А пока состоялась премьера «Последнего лица» Шона Пенна. События фильма разворачиваются в Южном Судане и Либерии, где встречаются врач гуманитарной помощи, высококлассный хирург в исполнении Хавьера Бардема и представительница международной гуманитарной организации в Африке, которую сыграла подруга Шона Пенна Шарлиз Терон. Актриса она хорошая, но тут испортила всю песню. Да и в целом получилась весьма фальшивая и гламурная история. Два часа мелькают картинки — красивые, хотя и о страшной африканской жизни. Действие происходит в странах, переживающих социальные и политические катаклизмы. Гибель детей, кровь, ужас перемежаются сценами нежности главных героев. В одной из сцен любовники, прежде чем слиться в порыве страсти, чистят зубы, и это становится прелюдией их дальнейших утех.
Врач на нынешнем фестивале — едва ли не ключевая фигура. Мы уже видели молоденькую докторшу в картине братьев Дарденн «Незнакомка», но самая сильная работа у румынского актера Адриана Титьени в «Выпускном» Кристиана Мунджио — обладателя «Золотой пальмовой ветви» 2007 года за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Теперь он снял не менее сложный и многослойный фильм, намеренно не дающий ответы на многие вопросы. Он едва ли не лучший в нынешнем конкурсе. Сразу столько бед сваливается на голову врача с безупречной репутацией, который отдает всего себя своим пациентам. А дома — одни проблемы: постылые отношения с женой, трагический инцидент с дочерью, подвергшейся насилию накануне выпускных экзаменов. Есть еще и любовница со всеми вытекающими, очень старая мать, нуждающаяся в помощи. Еще и клубок, связанный с одним коррупционным делом, визиты представителей прокуратуры. Полный букет. И как все это тончайше разыграно, как точно работают актеры, особенно главный герой — явный претендент на «Пальму» за лучшую мужскую роль.
Десятиминутная анимационная картина Гарри Бардина «Слушая Бетховена» участвует в «Двухнедельнике режиссеров». Перед показом, в котором участвовали со своими короткометражками совсем еще молодые режиссеры из Южной Кореи, Франции, Бразилии и других стран, Гарри Бардин обратился к аудитории: «28 лет назад кого-то из вас еще не было на свете, а я уже получал здесь «Золотую пальмовую ветвь». Существует два мнения после показа любого короткометражного фильма. Первое – «Жалко, что он кончился». Второе – «Хорошо, что он короткий». Мы надеемся на первое».
В 1988 году Бардин получил на Каннском кинофестивале награду за короткометражный мультфильм «Выкрутасы» из рук мировой дивы Клаудии Кардинале. «Этот фестиваль - главная точка отсчета после братьев Люмьер. И то, что я здесь – подтверждение моей профессии, - говорит Гарри Яковлевич. – Мой фильм о свободе, о том, чего мне сегодня не хватает в моей стране. «Слушая Бетховена» отличается от других картин, которые я делал. Я на нее ни копейки не взял у министерства культуры. Для министра культуры мой показ в Каннах – праздник со слезами на глазах. Люди, которые любят мои картины, собрали весь бюджет «Слушая Бетховена». Я всю жизнь работал на моего зрителя, и вот теперь он отплатил мне своей любовью. Полтора года создавалась картина. Она рукотворная. В ней нет компьютерной графики».
На экране сквозь серые плиты все время прорастают зеленые ростки. Но тут же появляются страшные грохочущие механизмы и уничтожают эту поросли. А она появляется вновь. И так многократно, пока земля не превратится в цветущий сад, уничтожить который не в силах самая тяжелая техника. Гарри Бардин рассказал, как после московского показа, на который собралась интеллигентная публика, одна зрительница сказала: «Как я вас понимаю. Я так же на даче борюсь с сорняками». Лучшей рецензии не написать. А фильм можно считать не политическим, а экологическим. И ведь не поспоришь против такой точки зрения.
Обозреватель «МК» задал Гарри Бардину несколько вопросов за полтора часа до мировой премьеры фильма «Слушая Бетховена».
- Как ваш фильм попал на Каннский фестиваль?
- Я передал диск каннскому отборщику Жоэлю Шапрону. Фильм его не впечатлил. После этого я показал картину моему дистрибутору, а он уже отправил фильм сюда, в Канны. Мой сын, посмотрев его, сказал: «Папа, спасибо тебе за надежду». Руководитель «Двухнедельника режиссеров» почти повторил слова моего Павла. «Спасибо за симфонию надежды» - вот его слова. Должен вам признаться, что у меня искусственно созданный оптимизм. Я продолжаю верить в лучшее, чтобы не происходило.
Светлана ХОХРЯКОВА, Канны