Выставка «Grand Tour: Русская версия. Венеция» из собрания Хорошиловых уже третья по счету, две предыдущие — старых фотографий Рима и Неаполя — прошли на ура здесь же в декабре и феврале. Эта экспозиция должна вызвать не меньший ажиотаж, тем более в преддверии венецианской биеннале архитектуры. Вернисаж показал, как на зрителей чарующе действуют снимки Дворца дожей, базилики Сан-Марко и моста Риальто, которому Александр Кушнер посвятил едва ли не лучшее стихотворение «Я дырочку прожег на брюках над коленом». Кстати, русская литературная и художественная «венециана» очень обширна. Петр Вяземский, Федор Достоевский, Александр Блок, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Валентин Серов были очарованы городом и создали образы своей Венеции.
Многим фотографиям больше 150 лет, сохранились они в хорошем виде. Да, есть кадры и потускневшие от времени или неправильного хранения, но благодаря удачной развеске и профессионально настроенному свету они смотрятся выигрышно. Казалось бы, изображены типичные пейзажные сюжеты, но все дело в технике: гармония между черным и белым, геометрически выверенные композиции. Благодаря игре света и отражений каждый кадр обретает глубину. Среди авторов — Карло Найя, Карло Понти, Доменико Бресолин, Луиджи Саччи и Маурицио Лотце.
Одним из первых фотографов, создавших серию снимков достопримечательностей Венеции, был профессиональный художник Доменико Бресолин. Его крупноформатные отпечатки 1850-х годов на соленой бумаге, постепенно вытеснившей дагерротип, высоко оценили искусствоведы той эпохи. А первую венецианскую видовую фотографию создали два Карла — Понти и Найя. Известность им принесли снимки архитектуры города, внутренних убранств базилик и палаццо. В 1857 году именно они открыли студию, став самыми успешными мастерами в Венеции.
Спустя 20 лет на площади Сан-Марко у многих фотографов начали появляться магазины. Благодаря развитию фотографических техник альбуминовые отпечатки стали доступны широкому кругу покупателей: от историков искусства до состоятельных туристов. Все они скупали изображения достопримечательностей города на память. Так работы дошли до нас. Но на Остоженке представлены изображения Венеции не только старых фотографов, но и современных художников, архитекторов. Самая сильная работа — «Китайская Венеция» архитектора Сергея Чобана.
— Нарисовал я ее в городе Чжуцзяцзяо, который находится в часе езды от Шанхая, — говорит г-н Чобан. — Это удивительное место, возникшее в XVI веке, где есть каналы, мосты повторяют конструкции венецианских, а архитектура домов типична для китайского зодчества. Не случайно моя зарисовка выставлена именно в МАММ: взгляд художника-фотографа и художника-рисовальщика можно сопоставить, поскольку оба они ищут интересные композиции и места, вдохновляются архитектурой.
Выставка организована при поддержке ГМК «Норильский Никель».