В Москве у меня уже было намного больше времени, чтобы вникнуть в информационные «афтершоки», которые, словно после мощного землетрясения, сотрясали «пост-евровидийные» ленты новостей, поскольку «современный» (как написано в рекламном буклете) аэроэкспресс мчался-надрывался на 46 км. в час, что показывал мне мой беспристрастный навигатор.
Скрипучие вагончики с явной наследственностью вековой отсталости в дизайне и породе отчаянно тряслись да грохотали на стыках, а я читал, как «мы все-равно показали всему миру, что у нас есть эстрада мирового уровня!». Да и фиг бы с ней, подумалось мне в сердцах, лучше бы, как в Стокгольме, бесшумные трамваи-гармошечки (прямо произведение искусства!), «шелестящее» по рельсам метро, электрички-пули, и всё это непременно в шаговой доступности даже на самой глухой окраине… О наболевшем, миль пардон…
Пока таким вот черепашьим манером добирался до Белокаменной, с удивлением обнаружил, просматривая фейсбуки-твиттеры-инстаграммы, что куча людей, которые до этого треклятого «Евровидения» были вполне, как я считал, адекватны, вменяемы, дружили со вкусом и стойко выживали под ударами прочих информационных канонад, тоже начали тихонько сходить с ума. Какой-то мозговой вирус прямо! И захватил, стало быть, не только телевизионную студию украинского канала с «Евровидением» в Ялте»…
Протесты, петиции. Пересмотреть результаты! Изгнать победительницу Джамалу (нет – незаконную самозванку!) из чертогов королевства, отобрать хрустальный микрофон! Хорошо – пересмотрят, отменят, отберут. Тогда австралийка Дами Им должна стать новоиспеченной королевой европопа-2016! Она-то была второй! Не забыли?
Лазареву все равно выйдет облом – с вашей петицией. Страна кенгуру скажет нам «большое спасибо», поелику они до таких выкрутасов даже не додумались, хотя тоже имеют все основания сильно расстраиваться. Ну, не хотят доказывать «всему миру» свое величие и исключительность, хоть ты тресни. Не встают, несчастные, с колен, кряхтя и матерясь. Просто живут и радуются…
«Народы Европы» (о телевоутинге, где Лазарев был на первом месте) проголосовали за Россию! А мерзопакостные, значит, и так называемые «профессиональные» жюри, «непонятно из кого состоящие и как собранные», порой даже и балла не давали «одному из явно лучших номеров конкурса» - пишут люди, о музыкальных вкусах и профессиональном чистоплюйстве которых я думал вполне комплиментарно.
Вот тут надо разбираться подробнее, все-таки. Кто судьи, спрашиваете? Да та же Стоцкая! Хороша была в жюри! Повеселила всех хлеще любой Сердючки! Наше жюри тоже не дало ни балла Джамале с песней «1944», явно одному из лучших номеров и выступлений на конкурсе (это уже сугубо мое частное, если хотите, мнение). А потому не дали, что она была «политически мотивированной, а у нас была песня о любви», - не моргая глазом объясняют мне провдолюбцы и справедливоискатели.
Пардон, еще раз! А где вы были, когда армянская группа Geneology на «Евровидении» в прошлом году явно и недвусмысленно пела про геноцид 1915 года? Турция тогда вся извелась в протестах и негодованиях! Вы-то, ревнители и блюстители чистоты конкурсных правил, где были? Вас не «мотивированность» интересует, а ее конкретная направленность, которая, как вы вдолбили себе в голову, «исключительно антироссийская». И Джамала может в лепешку расшибиться, объясняя в интервью «МК» (и не только), что личная история сподвигла ее на обобщения гуманистического характера (о свободе, счастье, цене боли и страданий), что это ее личный «список Шиндлера», но вы все-равно будете видеть мир только в линейном измерении.
Армян, кстати, в прошлом году, регламентная комиссия «Евровидения», исследовав претензии и возражения, допустила к конкурсу по той же причине, что и Джамалу, не обнаружив в песне «явных и однозначных политических деклараций или призывов», что действительно на конкурсе запрещено, а песня действительно «лишена признаков», ибо все-таки притча, а не памфлет.
Кто, собственно, сказал, что «внеполитический» статус подразумевает исключительно бездумные и фальшивые тру-ля-ля, посвященные мифической девушке, которую никто днем с огнем не может найти, да и вряд ли когда-нибудь найдет? Если это, конечно, не Лера Кудрявцева… На «Евровидении» в основном побеждали все-таки песни искренние и с личностным началом.
Между тем, грузинская группа Stefane & 3G в 2009-м была от конкурса как раз отстранена с песней We Don't Wanna Put In именно потому, что «игра слов» с бессмысленным глаголом действительно вызывала прямолинейную «политически мотивированную» ассоциацию. Блюдут все-таки, что бы вы там ни говорили…
А теперь, собственно, о «явно лучшей песне и номере, который не мог не войти хотя бы в десятку» у профессиональных жюри. Это жюри и было «активировано» в том же 2009-м для формирования сводной оценки выступлений (наряду с телевоутингом), чтобы как-то угомонить фанатские страсти и т.н. «соседское голосование», которое стало уже подавлять все живое вокруг после драматического расширения «Евровидения» за счет новых восточных стран.
К тому же, если отдать все на откупа фанам, то торжествовать всегда будет только «Ласковый май» - помните, как это было на сломе эпох, к ужасу всех более менее уважительно относившихся к музыке людей? Нужен был «противовес» для более взвешенной оценки.
Да, члены жюри, как и фанаты, тоже живые люди и могут быть не только объективны, но и субъективны, и даже политически мотивированы. Но это – их точка зрения, и у нее тоже есть право на существование. Нас не любят, мы не любим… К тому же мы ведь всегда за «многовекторность» в международных отношениях, за то, чтобы было много этих «центров силы», не так ли? Или уже не так?
Да и что делать профессиональному жюри, если оно видит и слышит, что «яркий номер», явно спекулирующий на фанатской всеядности, бесконечно вторичен, является по сути оттюнигованной мэппингом версией стародавней постановки, уже виденной на «Евровидении», кажется, в 2007-м году, а греческий композитор Контопулос, замученный продюсером Киркоровым многолетней «европовинностью», просто захлебнулся в собственных самоповторах? Делать-то что? И почему, тогда, – это «ЯВНО» лучший номер? Кому явно, когда явно?
Скажу страшное – если бы я был в жюри, то, видимо, тоже сильно бы сомневался, и безо всякой политической мотивированности.
Но у Сережи нашего Лазарева есть хороший пример для подражания – Дима Билан. Шел упрямо к цели и дошел! Первый раз проиграл, второй раз победил, причем у того же Киркорова, выступавшего, кстати, тогда в Белграде (2008) за Украину с Ани Лорак. Получается – против России, что ли? Какой ужас! Почему все молчали?!
Кстати, можно было бы в этот второй европоход воспользоваться дельным советом продюсера Ивана Шаповалова, который резонно заметил, что его t.A.T.u. в 2003-м в Риге были единственными российскими участниками конкурса, которые пели на русском. Хороший будет ход, особенно на «Евровидении» в Украине!
***
Печаль же всей басни такова, что генералы праздновали победу еще до сражения, до главной битвы. Настолько убедили граждан этой шаманской истерией в будущей победе на «Евровидении», что граждане со всей страной теперь уже не могут проиграть, не теряя лица. Хотя побеждать тоже надо уметь достойно. Ни то, ни другое, похоже, не получается…
Это в Англии пресса каждый год хохочет над «Евровидением», называя его не иначе как «фриковым конкурсом», иначе несчастной палате Лордов каждый год пришлось бы создавать комиссии, выясняя, кто, как и почему голосовал против Великой Британии на «Евровидении», где она годами остается с носом со всей своей поп-музыкой действительно мирового уровня! Не иначе политически все мотивировано! Но им по барабану! Поэтому она и Англия…
Читайте материал по теме «Грандиозный парадокс «Евровидения: почему победила Джамала»