Из досье «МК»: «Григорий Заславский в 1993 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Критик, журналист, ведущий телепрограммы «Культпросвет», обозреватель радио «Вести FM». Кандидат филологических наук. В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «становление героя на примере трагедии Якова Княжнина «Росслав» (это первая русская пьеса, в котором герой говорит, что он русский)».
Обозреватель «МК» дозвонился новоиспеченному ректору.
— Григорий, насколько неожиданно для тебя было предложение стать ректором ГИТИСа? И когда это произошло?
— Все произошло за 3–4 дня, как-то оперативно и совершенно неожиданно. Но, как ни странно, я не удивился. Может, потому, что у меня в последнее время было ощущение необходимости перемен в жизни. И это предложение показалось хоть и абсурдным, но приемлемым для меня. Я в последнее время очень много бываю в театре, думаю о потерях в театральном деле. И такая возможность — попытаться что-то изменить — показалась мне счастливым шансом.
Чем больше я думаю об этом, тем больше понимаю: правильно сделал, что согласился. И дело не в том, что я боюсь прихода в ГИТИС человека со стороны, например директора института им. Лихачева Арсения Миронова. Более того, я вижу, что в Министерстве культуры нет настроя приводить в ГИТИС человека со стороны, и также знаю, что кандидата на роль ректора долго искали в самом ГИТИСе.
— Критик, журналист несет ответственность за себя, а должность ректора требует иной степени ответственности за большой коллектив. Требуется опыт организационный работы.
— Ответственности я буду учиться. Что касается организационной работы, то у меня есть определенный опыт: около 10 лет я руководил отделом культуры в «Независимой газете», возглавлял службу информации на радио «Маяк-24». У меня есть опыт разрешения конфликтов и примирения.
— В профессиональном театральном сообществе у тебя определенная репутация, и назначение тебя ректором твоим коллегам-критикам явно не понравится.
— Да, можно сказать, что у меня репутация такого охранительно-консервативного критика. С одной стороны, мне смешно это слышать, а с другой — если говорить об образовательном процессе, то мне такая характеристика нравится. В образовательном процессе, я считаю, не должно быть революций, здесь главное — сохранять и передавать традиции, которые складывались годами и даже веками. Знаешь, я хочу соответствовать этому имиджу.
— Тебя представили ученому совету. Какие первые шаги ты намерен сделать: кадровые перестановки или, может, кого-то уволишь?
— Я точно ничего не буду менять, а уж тем более увольнять. Я давно живу по принципу дать людям максимальное количество возможностей проявить себя с лучшей стороны. Я не считаю себя идеальной кандидатурой, но считаю, что у меня есть возможность принести пользу этому учебному заведению. Там преподают великие мастера, педагоги — я их знаю, уважаю и очень ценю.
Я многое, из того что хочу сделать, могу объяснить: например, знаю, почему стоит отменить приказ, изданный каким-то проректором, — он запрещает студентам лежать в коридоре после занятий хореографией. Я могу объяснить, почему репетиции не должны начинаться в 9 утра и почему нужна курилка. Вот мне сказали, что мой предшественник — Карина Георгиевна Мелик-Пашаева, уходя, оставила в столе для человека, который придет после нее...
— …Инструкцию по руководству?
— Нет, не инструкцию, а документацию. Она мне передает ГИТИС в идеальном состоянии: я имею в виду всю документацию — несколько месяцев назад она получила аккредитацию, — провела ремонт. Она выселила часть арендаторов с Таганки, закупила новые музыкальные инструменты.
— В новой истории ГИТИСа есть мрачная и мутная страница — убийство в 2000 году ректора Сергея Исаева и история с новым зданием для ГИТИСа на улице Гарибальди. Убийство раскрыто? Вопрос решен?
— С новым зданием, насколько я знаю, многое решено, но еще идут суды по подвалу. Что же касается убийства Исаева... оно не раскрыто. За три последних дня я разным ответственным людям задавал несколько раз вопрос: за что был убит Исаев? Нет ответа, причина неизвестна. Я только знаю, что это был очень дорогой киллер — выстрелил пять раз в темноте в форточку.
— Вопрос конкретно-материальный: о зарплатах. Говорят, что в ГИТИСе они маленькие.
— Мне сказали, что они большие, но я преподавал в ГИТИСе и знаю, что они более чем скромные. Надо понимать, что такие сотрудники, как, например, концертмейстеры, работают со студентами с утра до вечера и должны получать достойные деньги. Но тут надо разбираться. Думаю, что в первые дни я буду сидеть с бухгалтером и буду погружаться в неинтересное, но делать это с интересом.