На концерте Земфира, обложив биатлонистов матом, поздравила Владимира Владимировича

В день дурака на сцене кипели нешуточные страсти

Рок-Примадонна явно поскромничала, назвав свой тур по двадцати городам России, Беларуси и Прибалтики «Маленький человек» (словами из песни «Lightbulbs» своего сайд-проекта The Uchpochmack). Столичные поклонники «убивались» за этого «маленького человека» так, как советские граждане за батон сырокопченой колбасы в годы дефицита.

В день дурака на сцене кипели нешуточные страсти

В гигантских змеях очередей у входа некоторые провели три-четыре часа, те, кому повезло чуть больше, – два. «Хорошо хоть коньяк с собой взяли, не так холодно!», - радовались две молодые девчонки. «А купите еще кружку-ЗемфирУшку», - приставал к ним спекулянт-весельчак, пытавшийся всучить кому-нибудь подороже посуду с изображением рокерши. В этот вечер она была деликатна: дождалась, когда все бурлящее человеческое море заполнит зал и только после этого вышла на сцену.

Учитывая непростой характер артистки и чрезмерное внимание к ее персоне, риск того, что турне пройдет не без происшествий, был велик и оправдал себя. Уже 18 февраля на выступлении в Нижнем Новгороде певица, недовольная «сложным и тяжелым» звуком, заявила, что это последний тур в ее карьере и она «не хотела спекулировать музыкой», чем не на шутку испугала фанатов и вызвала шквал бурных обсуждений в интернете. Гадая на кофейной гуще – «уйдет – не уйдет», некоторые стали посыпать голову пеплом, другие же сошлись во мнении, что Земфира – дама эксцентричная, быстро оттает и продолжит выступать как ни в чем ни бывало. Многие же помнят, как она, например, «навсегда» уходила из сети, замораживала свой сайт и не проявляла никакой активности в соцсетях, а потом – чем бы дитя ни тешилось - вернулась как ни в чем ни бывало, начав выкладывать в не только музыкальные новости на сайте, но и фотографии рассветов-закатов в инстраграмме. Новость о прекращении деятельности, как оказалось, - еще цветочки. Куда более сильная буря эмоций поднялась, когда певица на концерте в Литве попросила поклонников убрать украинский стяг. И снова дежавю: помнится, на совместном выступлении с Юрием Шевчуком в родной Уфе ей не угодили флаги ДДТ, но то была символика группы, а стяг – государства, и, учитывая напряженную общественно-политическую ситуацию, многие обвинили артистку в неполиткорректном жесте.

Насмотревшись таких страстей, московские поклонники с замиранием сердца ждали, что же ждет их на концерте в столице. Видимо, испугавшись гнева любимицы, никакие флаги никто не взял, единственным принесенным с собой украшением стали фонарики на экранах мобильных, которые люди зажигали во время исполнения лирических баллад. И все равно Земфира нашла, за что их пожурить: «Тише! Не болтайте, - отчитывала она фанаток в первых рядах, - на афтепати пообщаетесь, а сейчас слушайте меня!» Досталось, кстати, не только слушателям, но и… сборной команде России по биатлону, которая в прошлом сезоне не взяла ни одной медали ни на Кубке мира, ни на домашнем этапе: «Знаете, я выступаю дома. А как выступают биатлонисты дома?!», - спросила певица. И ответила крепким матерным словом. Впрочем, назвать все эти фразы руганью было сложно: артистка, похожая в этот вечер прической, костюмом и макияжем на Константина Кинчева времен выпуска альбома «Для тех, кто свалился с Луны», пребывала в приподнятом настроении, постоянно улыбалась, кланялась залу, прикладывала руки к груди и обнимала своих новых музыкантов. Ими, привезенными из Великобритании, она сейчас гордится особенно, отмечая, что активными темпами работы они загнали даже ее саму. «Какие красавчики! И все похожи», - охали и ахали юные фанатки, глядя на английских «принцев». Оказалось, двое из них – братья-близнецы. Каждый новый член группы был представлен отдельно, строчки из некоторых песен Земфира переводила музыкантам на английский, а одну даже посвятила их родителям, сидящим в зале. Надо сказать, бывшие ее коллеги по сцене никогда не удостаивались такого внимания, и возможно – зря. Британцы напоминали идеально играющих роботов, которые демонстрируют виртуозное исполнение каждой композиции, но, не понимая ни смысла текстов, ни их драматичности, существуют отдельно от главной героини.

Композиций из сет-листа хватило бы и на два полноценных концерта: рокерша прошлась и по старому материалу, не забыв про «Скандал», «Брызги», «Главное», «Бесконечность», «Итоги», и по композициям с последнего альбома - «Гора», «Кувырок», «Кофевино». Все вещи звучали в новых аранжировках, стильных и витиеватых, но не всегда точных: некоторые из них, лишившись скромного минимализма, потеряли свою изюминку. Правда, публика находилась в столь эйфорическом состоянии, что вряд ли обращала внимание на подобные «мелочи». Одна из самых, пожалуй, пронзительных земфириных песен «Жить в твоей голове» стала откровенным признанием Ренате Литвиновой: когда ее изображение появилось на большом экране за сценой, Земфира развернулась к нему, продолжив петь о «неосознанной, нечаянной» любви, обращаясь к своей подруге. Незримое присутствие Литвиновой чувствовалось на протяжении всего выступления: именно она работала над необычным видеорядом, который транслировался с четырех сторон на гигантском кубе, подвешенном к потолку перед сценой. Набор визуальных историй получился эксцентричным: когда звучала песня «Кувырок», зрители сначала наблюдали за тем, как на экране плачет маленький ребенок, а потом – как женщина разрезает его фотографии на мелкие кусочки и сжигает их. Под трек «Во мне» зрители смотрели кукольный фильм, героями которого были человек с зашитыми глазами и два маленьких непонятных животных, сгорающих в картонном домике. Очевидно, такое оформление обошлось артистке достаточно дешевле, чем Филиппу Киркорову для его шоу хваленая инсталляция Франко Драгоне, представляющая значительно меньшую концептуальную ценность.

Однако шокировал публику не видеоряд, а внезапный крик Земфиры в середине концерта: «С днем рождения, Владимир Владимирович!», после которого она запела «Интересно, как ты там». В зале повисло гробовое молчание. Напряжение спало, когда зрители поняли, что поздравила артистка не того, с кем сразу ассоциируется это имя и отчество, а Владимира Познера, которому 1 апреля исполнилось 82 года. Недавно она, выйдя из сумрака, дала ведущему первое за много лет телевизионное интервью. Многие тогда раскритиковали звезду, обвиняя ее в том, что она разучилась нормально разговаривать и слишком примитивно отвечала на его вопросы, другие – наоборот хвалили за честность, несвойственную ей открытость и искренность. В любом случае саму Земфиру эти обсуждения, кажется, никак не тронули, а с Познером они расстались друзьями, о чем свидетельствовало и ее поздравление, которое чуть было ошибочно не расценили как политическую провокацию.

Билеты на концерт были раскуплены в первый же день старта продаж, поэтому артистка организовала дополнительное выступление. Практика двойных концертов на крупнейшей столичной площадке, где происходило все действие, - дело давно привычное, однако в подобных случаях, даже когда приезжали зарубежные мастодонты вроде Depeche Mode и Muse, часть трибун была огорожена, на Земфире же – зал с боков был открыт полностью. Сегодня она справедливо считается самой популярной рок-певицей в России, но слава, конечно, приносит не только радость и удовольствие: в ее адрес звучит также много критики. Помимо восторженных постов, в интернете до часа Икс появлялись и публикации на тему «почему я не пойду на концерт Земфиры». «Сегодня вдруг понял, что просто не хочу оказаться в толпе 40-летних резвящихся карапузов, изо всех сил пытающихся доказать себе, что жизнь только начинается, что молодости еще хватит на всех, что любви не исчерпать до гроба, что смерти нет, - написал на своей странице в соцсети журналист Антон Красовский, - а потом 40-летняя тетенька запоет какие-нибудь «Ромашки», и все поскачут из последних сил. <…> Нет, сами ходите на свои дискотеки 80-х». В подобном ключе высказался журналист и шоумен Алексей Остудин: «Земфира – это «Ласковый май» нулевых (конечно, не творчески, а как общественные феномены). Это поиски искренности для тех, кто считает себя слишком сентиментальным для окружающей действительности, полной фальши и цинизма. <…> Ну вот не близок мне популярный нынче жанр, который условно можно назвать «лесбийская мужественная искренность». Эстрадная гей-патетика куда веселей». Как говорится, о вкусах не спорят. Земфира продолжает радовать миллионы своих поклонников, ну а чтобы насладиться «гей-патетикой», скорее, стоит ждать приезда в Москву, скажем, Элтона Джона, ну или на худой конец отправиться на концерт Филиппа Киркорова в Питер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27071 от 4 апреля 2016

Заголовок в газете: От Земфиры досталось и В.В., и биатлонистам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру