Цирк на Фонтанке взбунтовался против Полунина

Эдгард Запашный: «Проблема в неявке на работу»

Вот и подходит к своему завершению краткое «правление» Вячеслава Полунина в Цирке на Фонтанке в Санкт-Петербурге. 21 апреля у него истекает контракт, и продлен он, вероятно, не будет. Мы разобрались в подробностях этой истории.

Изначально посыл министра культуры Мединского вроде как был правильный: поставить худруком известного на весь мир (правда, благодаря всего одному шоу), авторитетного человека, который ну вот сейчас накреативит и зажжет; смешает, как декларировалось, цирк с оперой и балетом... Увы. Слава оказался совсем не из той оперы; сам по себе он мил и хорош, мил и хорош у себя во Франции, но как-то вот с Цирком на Фонтанке ему не повезло. А цирку не повезло с ним.

Эдгард Запашный: «Проблема в неявке на работу»

Сразу хочу заметить, что Цирк на Фонтанке (он же старейший цирк Чинизелли) — это и без Полунина довольно сложная культурная институция в плане зрительского адресата. С одной стороны, город-миллионник, культурная столица России — казалось бы, зритель должен валом валить на любой спектакль, что ни поставь. Но не все так просто. Вспоминаю восхитительные фестивали цирковой режиссуры, задуманные еще Калмыковым (в его бытность гендиректором Росгосцирка), программа — пальчики оближешь, высший пилотаж, а сидит ползала.

То ли потому, что цирк хоть и в центре расположен, но далеко от любого метро (без метро вообще по пробкам не доедешь и там не припаркуешься), то ли в Питере надо больше опираться не на детей с папами и бабушками, как обычно, а на туристический пласт (и, соответственно, делать совершенно другие по стилю постановки) — в общем, Цирку на Фонтанке еще работать и работать над своей непростой аудиторией, выстраивать логистику, понимать какой рекламой ее можно заманить, а какой — только оттолкнешь... Сама собой эта публика не появится и просто так спасибо не скажет. Повторяю, это всё безотносительно к Полунину, впрочем, лишний раз доказывает, что «Фонтанке» нужен не свадебный, а реальный лидер.

Последний год цирк «потряхивало» от мини-скандалов — то с ремонтом (который наконец завершился), то с возможным переходом «Чинизелли» под крылышко Росгосцирка (сейчас цирк напрямую подчиняется Минкульту): коллектив, понятно, совершенно не желал такого «соития» и очень раздражался, что Полунин как руководитель никогда не озвучивал своего жесткого мнения ни по какому актуальному вопросу, словно бы он здесь ни при чем. И вот час X пробил.

21-го контракт Полунина заканчивается, и профсоюзу цирка было предложено выдвинуть свою кандидатуру. На недавнем общем собрании коллектив, во-первых, однозначно высказал недоверие Полунину, а затем обсудили разные имена на вакантный пост. Среди них, скажем, был режиссер Александр Гримайло, но тот отказался. Итак, осталась одна действительно реальная кандидатура — известная дрессировщица Карина Багдасарова, которая в настоящий момент, понятно, от любых комментариев воздерживается, поскольку никаких официальных предложений еще не поступало.

По этому непростому вопросу нас консультирует Эдгард Запашный, возглавляющий Цирк на проспекте Вернадского, который так же, как и «Фонтанка», напрямую подчиняется Минкульту.

— На мой взгляд, Карина хороша всем, — говорит Запашный, — она действующая артистка в здравом уме и твердой памяти, является медийным человеком, что для «Фонтанки» немаловажно, ибо руководитель должен отвечать за свои слова и ничего не бояться.

К тому же Карина Багдасарова имеет большой цирковой опыт — у нее свой коллектив, она хороший менеджер. Ну и всех очень растрогал и удивил ее поступок, когда она пошла на кладбище, увидела, в сколь плачевном состоянии находится могила Чинизелли, о которой все забыли, и за три с половиной миллиона рублей эту могилу тихо и спокойно отреставрировала. Что, конечно, добавило ей авторитета.

При этом ни сам Полунин, ни руководство Росгосцирка даже не поблагодарили Карину, не съездили на могилу Чинизелли. Так что Багдасарову ждут на «Фонтанке», с нею готовы работать. Насколько я знаю, практически единогласно за нее проголосовали. Надеюсь, на «Фонтанке» появится человек не просто с кучей регалий, но и достаточно энергичный.

— В чем основная проблема полунинского правления?

— Проблема главная в его неявке на работу. Причем это постоянно отмечалось с первых же месяцев его службы. Я не имею в виду неделю или две. Он иногда месяцами не появлялся в цирке. Это неправильно. Я ждал, что — хотя бы! — Цирк на Фонтанке организует школу клоунады, чтобы росли свои кадры; ждал, что у цирка появится своя мощная труппа, которая поехала бы по миру и стала бы рекламировать Россию, зарабатывать деньги, — этого всего не произошло. А ведь это и есть работа худрука.

К тому же Вячеслав Иванович всегда выдерживал нейтралитет, не высказывая по сложным вопросам никакой позиции. Но руководитель такого уровня должен иметь свое мнение, какое бы они ни было, вразрез с кем бы оно ни шло. И это всех раздражало, совершенно не сплачивало коллектив.

— А что до творчества?

— Был ряд и художественных ошибок. Им даже на сайте пришлось выключить раздел «отзыв зрителя» на сказку, которую они поставили на Новый год. На десять отзывов девять было негативных.

Дальнейший спектакль с Олегом Поповым шел при 65% заполняемости — и это в свеженьком здании, с привлечением артиста такого калибра. Это значит, что программа неправильная, реклама не работает, сам Полунин не поддерживает все это...

Мне кажется, что Вячеслав Иванович находился не на своем месте. Я не умаляю его достоинств как артиста, но работа худруком в одном из ведущих цирков страны требует совершенно другого подхода.

Итак, ждем решения от Министерства культуры, за ним последнее слово.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27069 от 1 апреля 2016

Заголовок в газете: Цирк на фонтанке не пожелал такого славы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру