Суздальский фестиваль не похож ни на один другой. В зале постоянно вопят младенцы, и никого это не раздражает. Молодые режиссеры и аниматоры приезжают сюда семьями. Ребенок может на самокате въехать в зал, где ученые мужи рассуждают о проблемах анимации, отказывают ей в праве называться искусством. И президент в Суздале странный - больше пяти дней у власти не задерживается. Константин Бронзит вообще растворился на мировых просторах, но и без него жизнь шла своим чередом. Только бумажное изображение Константина украшало фестивальное пространство. Бронзит обратился к нам с посланием: «Наша чёртова анимация – самый загадочный вид искусства! Создавая фильмы, мы проходим все круги творческого ада: от бессонницы до полного забытья, от радости до разочарования, от страсти до апатии, от победы до поражения… Мне кажется, творческий процесс по своей сути настолько интимный, что в его моменты ты все прекрасно про себя знаешь. Знаешь, где был честен, а где слукавил. Самая страшная опасность, которая подстерегает нас на нашем пути, это потеря «памяти самого себя». Это безвозвратный момент, когда ты начинаешь фальшивить и не замечаешь этого, когда ты забыл, как был ребенком. Маленькие дети не лгут, а начав лгать, испытывают чувство страха и незнакомое чувство вины. Вот это самое страшное: «заблудить» себя в искусстве, потерять ориентиры, но продолжать топтать маленькое пространство вокруг себя, все сильнее вытягивая шею». Но лекарство есть – учителя и друзья. Именно они, а не льстецы и знакомые дилетанты, «в минуту опасности скажут тебе все, что следует. И пара рюмок для этого вовсе не понадобится».
Жюри под руководством режиссера анимационного кино, художника Алексея Демина, который в день закрытия фестиваля отмечал 60-летие, присудило Гран-при 19-минутной картине «До любви» Игоря Ковалева - своего рода гуру в анимационном сообществе. В свое время Ковалев был одним из организаторов студии «Пилот», художником-постановщиком «Пластилиновой вороны», а потом 20 лет работал в США, переманил туда с «Пилота» своих коллег- художников, в том числе и Дмитрия Маланичева. Дмитрий теперь живет в Лос-Анджелесе, стал арт-директором телесериала «Симпсоны». А с Ковалевым он совершает нечастые забеги на территорию авторского кино, стал художником-постановщиком «До любви». Продюсером картины значится Тимур Бекмамбетов, а это уже отдельная песня и особая жизнь для маленького фильма. Ковалев и Маланичев рассказали о предчувствии любви, а скорее – о «недолюбви». Персонажи с яркой азиатской внешностью испытывают странные чувства друг к другу, понять которые дано не всем. Анимационное сообщество в восторге от картины, но эмоционально она не затрагивает.
Приз за лучший короткометражный фильм получила патриархальная «Мама-цапля» Марины Карповой из Минска – о терпимом и сердечном отношении друг к другу. Великодушная цапля пригрела медвежонка, утенка, оказавшихся в беде. Любому жучку или паучку она готова стать матерью. Спецприз жюри с формулировкой «за юмор и авантюризм» достался лихому «Питону и сторожу» Антона Дьякова. Сторож забулдыжного вида, работающий в зоопарке, и полуживой питон становятся закадычными друзьями, даже спят вместе. Специальный приз жюри «за создание сложного женского образа» получила «Кукушка» Дины Великовской, прекрасно работающей в не самой теперь популярной кукольной анимации. Она – мастерица, но поскольку все время учится и совершенствуется, то и проходит по разряду вечной студентки. У Дины всегда много деталей, очень важных в мультипликации, рождающих множество ассоциаций и остающихся в памяти.
В категории «Лучший студенческий фильм» «за превращение трагедии в балаган» жюри отметило смешную 5-минутную картину «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева. Так обычно и бывает, когда школьников приводят на спектакль классом, - абсурд достигает апогея. За железнодорожную романтику жюри наградило дипломом студенческий фильм «Вокзальная история» Ирины Богдановой. Эта симпатичная рисованная картина о буфетчице, безнадежно влюбленной в проводника проходящего поезда, очень похожа на фильм «Уборная история - Любовная история» Константина Бронзита. Железнодорожная тематика нашла продолжение в фильме «В стороне» Александры Аверьяновой о путеобходщице с бездонными глазами и в оранжевом жилете, несущей службу на крошечном полустанке. Проходящий поезд – единственное событие в ее однообразной жизни. Ради мгновения она красит ресницы и губы, но кто на это обратит внимание.
Мультфильмы рождаются из самого разного материала – из песка и чая, веревочек и кофейных зерен. Алена Ребезова, получившая диплом «за мастерское использование доступных материалов», сделала «Долесу» из картонных коробок. И упаковочный материал оказался на удивление фактурным. Кто-то щедро использует хронику и фотографии давно минувших лет, как Георгий Богуславский в «Кораблях прошлых лет», отмеченных за лучший дебютный фильм.
«Лучшим сериалом» стал эпизод Алексея Миронова «Лучшее место в мире» из проекта «Ми-ми-мишки». Вручало награду отдельное жюри, которому досталось нелегкое бремя просмотреть всю коммерческую анимацию, включая шесть полнометражных картин. Среди последних победила «Снежная королева 2. Перезаморозка» Алексея Цицилина. С полнометражной анимацией у нас беда. На экране – гиперагрессивные и уродливые герои, нацеленные на зло и уничтожение. Они делают бомбы из теста со словами «У нас в Москве все умеют бомбы мастерить», врут, что в разведке служат. Какое время – такие песни. За полнометражные проекты берутся иногда отчаянные люди, прежде в анимации не замеченные. Они создают а ля патриотические «блокбастеры», находят на свои опусы немалые деньги, а потом забивают несчастным детям головы куцыми идеями.
Разбирая работы студентов, классик Юрий Норштейн говорил: «Не хватает романтики! Нет воздуха! Нет поэзии! Режиссер – это сволочь. И должен быть сволочью. Еще Феллини говорил, что его превратили в негодяя. Что такое режиссер? Сам ничего не делает, всех гоняет, а потом говорят, что фильм режиссера такого-то».