Андрей Кончаловский предварил оглашение списка номинантов словами: «Еще годик до 30-й «Ники». Выдержим! Совет Академии решил присвоить премии «Ника» «За честь и достоинство» имя Эльдара Рязанова. Ее получит Алиса Фрейндлих». Питерский кинорежиссер Виталий Мельников получит «Нику» имени Алексея Германа. «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметят главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея. Кинорежиссер Константин Худяков получит спецприз Совета Академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» — за телевизионный фильм «Однажды в Ростове».
В номинации «Лучший игровой фильм» представлен привычный набор картин, практически повторяющий расклад недавно врученного «Золотого орла»: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Про любовь» Анны Меликян. К нему добавилась только комедия Василия Сигарева «Страна Оз».
В номинации «Лучшая режиссерская работа» - четыре имени, не три, как это обычно бывает: Алексей Герман-младший с фильмом «Под электрическими облаками», Станислав Говорухин - «Конец прекрасной эпохи», Анна Меликян - «Про любовь», Василий Сигарев - «Страна Оз». У «Страны Оз», «Конца прекрасной эпохи» и «Орлеана» - по 6 номинаций, при этом режиссер последнего Андрей Прошкин нигде не представлен, что выглядит странно.
5 номинаций — у «Ангелов революции» Алексея Федорченко, но сам он фигурирует только в числе сценаристов. 4 номинации «взяла» «Про любовь» - маленькая и скромная картина, как любит говорить сама Анна Меликян, неожиданно обошедшая на «Золотом орле» отечественные патриотические блокбастеры. Явного лидера на «Нике» пока не наблюдается.
За «Лучшую сценарную работу» могут отметить Юрия Арабова с «Орлеаном», Александра Миндадзе с «Милым Хансом, дорогим Петром», Алексея Федорченко в компании с Денисом Осокиным за «Ангелов революции».
В операторской номинации — Шандор Беркеши - «Ангелы революции», Геннадий Карюк - «Конец прекрасной эпохи», Евгений Привин и Сергей Михальчук - «Под электрическими облаками» и Юрий Райский с «Орлеаном». Некоторые номинанты набрали равное количество голосов, потому номинации расширились от трех до четырех претендентов. «Лучшая музыка к фильму» представлена Мартином Жаком и Алексеем Айги в «Орлеане».
Эта самая музыка довела до больничной койки режиссера Андрея Прошкина, когда давшие согласие на использование своих произведений музыканты британской группы The Tiger Lillies, посмотрев отснятый материал, решили отозвать свои имена - не устраивала концепция.
Но Андрею Прошкину как-то удалось разрешить эту проблему, и вот теперь яркий и своеобразный человек и музыкант с непременным аккордеоном Мартин Жак претендует на соискание российской кинопремии. Здесь также представлен Андрей Карасев с «Ангелами революции», опять Алексей Айги и покойный Петр Тодоровский с картиной «В далеком сорок пятом. Встречи на Эльбе», снятой его вдовой Мирой Тодоровской по сценарию Петра Ефимовича. За каждой картиной иногда стоят драматические события. Мира Тодоровская не нашла поддержки в Минкульте и, чтобы снять фильм, продала квартиру.
Валентин Гидулянов - «Конец прекрасной эпохи», Юрий Карасик - «Орлеан», Алексей Федорченко и Артем Хабибулин - «Ангелы революции» представлены в номинации «Лучшая работа художника». Ольга Гусак - «Ангелы революции», Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев - «Орлеан», Наталья Монева - «Конец прекрасной эпохи» - номинанты в категории «Лучшая работа художника по костюмам». За «Лучшую работу звукорежиссера» поборются: Максим Беловолов - «Орлеан», Владимир Головницкий - «Страна Оз», Иван Гусаков - «Под электрическими облаками».
Среди лучших актеров - Данила Козловскиий в «Духless 2», Олег Ягодин в «Орлеане» и Александр Яценко в «Инсайте», Ирина Купченко в «Училке», Юлия Персильд в «Битве за Севастополь», Яна Троянова в «Стране Оз». В номинациях ролей второго плана заявлены: Мария Кожевникова в «Батальоне», Роза Хайруллина в «Милом Хансе...», Инна Чурикова в «Стране Оз», Мария Шалаева в «Про любовь», а также Александр Баширов и Владимир Симонов в «Стране Оз», Михаил Ефремов - «Про любовь».
На звание «Лучший неигровой фильм» претендуют: «Валентина Крапивницкая. В поисках потерянного рая» Евгения Цымбала, уже получивший «Золотого орла» «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печенкина из Перми, «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой, «Лев Толстой и Дзига Вертов: Двойной портрет в интерьере эпохи» Анны и Галины Евтушенко.
В анимационной секции за победу поборются: «Волк Вася» Екатерины Соколовой, «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой, «Совы нежные», сделанные группой ведущих режиссеров-мультипликаторов, объединенных идеей Сергея Капкова.
В «Открытии года» представлены: режиссеры Наталья Кудряшова, снявшая дебютных «Пионеров-героев», и Элла Манжеева с «Чайками» - первым за 20 лет игровым фильмом, снятым на калмыцком языке, и актер Иван Колесников, сыгравший Довлатова (хотя имя писателя с экрана не звучит) в «Конце прекрасной эпохи».
На «Нике» вручат по традиции награду за «Лучший фильм стран СНГ и Балтии», что придает своеобразия премии. Здесь пять очень разных картин, показанных в Каннах и Карловых Варах, собравших обойму наград по миру. Это «1944» эстонского режиссера Эльмо Нюганена, грузинское «Кавказское трио» Эльдара Шенгелая, Фуада Ибрагимбекова при участии Теймураза Бутикашвили, «Небесное кочевье» Мирлана Абдыкалыкова из Киргизии, «Песнь Песней» живущей в Германии Евы Нейман, представляющей в данном случае Украину. Ева экранизировала Шолом Алейхема и пригласила российских актеров Всеволода Шиловского, Карэна Бадалова, Михаила Багдасарова. Литовский режиссер Шарунас Бартас представлен очень личной исповедальной картиной «Покой нам только снится».