Карен Шахназаров: «Весь мир знает русскую литературу благодаря «Анне Карениной»

Навеки советский режиссер

В Государственной думе во второй раз провели лекцию, посвященную Году кино. После Никиты Михалкова докладчиком стал глава «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Навеки советский режиссер

Начал разговор кинорежиссер Владимир Бортко с вопроса о положении российского кинематографа.

— Оно не блестящее, — честно сказал Шахназаров, — Россия производит мало фильмов. Порядка 80 картин сделано в прошлом году. В это же время Франция, например, производит 450 картин, а Швеция, где 9-миллионное население, — 50. В СССР снималось порядка 300 картин в год. Год кино и должен послужить тому, чтобы увеличилось количество фильмов, чтобы внимание к проблемам российского кинематографа вылилось в шаги, которые помогут ему развиваться. Раньше на пляжах сидели с книгой, а сейчас все смотрят кино — в метро, самолетах, всюду. Рынок требует колоссального количества продукции. Какое же место в этом процессе занимает российское кино? Никакого. В мировом масштабе требуется одна тысяча фильмов в год. Ведь кино влияет на мировоззрение человека, имеет огромное идеологическое значение. И мы проигрываем эту борьбу. Американцы производят больше тысячи фильмов в год. И это должны понимать в тех кругах, которые в определенной степени призваны заниматься такими вопросами…

Когда речь зашла об уровне сценарного дела, Карен Шахназаров сказал: «Мы с Владимиром Бортко — советские режиссеры. Тех, кто работал в советском кино, осталось единицы. Я сделал шесть картин в то время. И проблема хороших сценариев всегда стояла. Они были в дефиците, но шла эффективная работа над ними. Это была голливудская система: наши классики — Эйзенштейн, Александров и другие — ездили в США и многое привносили в наше кинопроизводство. Нельзя было просто написать сценарий — надо было сделать несколько вариантов. Редактура была серьезная, и это видно на экране. Американское кино сегодня наиболее сильное. Это индустрия №1 в мире. Американская литература работает на кино. Писатель в США заинтересован в том, чтобы его экранизировали, а у нас не произошел поворот в эту сторону».

Беды нашего кино Шахназаров видит в недостаточно четкой организации кинематографа. А вот советское кино было хорошо организовано, потому и было рентабельным. Российское же сегодня этим похвастать не может. «Надо вернуть государственную организацию, которая занималась бы вопросами кино, какой было Госкино. Надо найти ту систему, которая позволит кинематографу самоокупаться. Кинотехнологиями никто не занимается. Нет такого органа. У нас ничего не делается в этом плане — а Советский Союз производил всю кинотехнику, камеры и т.д.».

Были и лирические вопросы. Например, как себя вести, чтобы с тобой считались. Задавшая этот вопрос девушка ссылалась на картину Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». А он ответил: «Если у человека есть чувство собственного достоинства, ты это сразу понимаешь. Как правило, такие люди умеют что-то делать. Если человек хорошо работает, то он вызывает уважение. А эпизод, который вы вспомнили, взят из жизни певицы, имя которой я не буду называть».

Люди в кино, по словам Шахназарова, работают разные и цели ставят перед собой соответствующие: «Леонид Гайдай всю жизнь делал легкие эксцентрические комедии, но вкладывал все, что было у него в душе. А душа у него была большая. Но он никогда не пытался потакать зрителю. Его фильмы до сих пор живут. Главный показатель — долголетие фильма. Если фильм живет 40 лет — значит режиссер вложил в него что-то важное». Говоря о патриотизме, Шахназаров вновь вспомнил Гайдая: «Он очень патриотичен. Природа его юмора национальна. Не обязательно патриотическая картина должна быть про войну. Весь мир знает русскую литературу благодаря «Анне Карениной». И в этом смысле роман Толстого — патриотическое произведение, хотя в нем ничего не сказано о любви к Родине. Что талантливо, то и патриотично».

Разговор шел не только о кино, но и об уровне образования в России. Оратор оценил его как крайне низкий. «Система ЕГЭ погубила образование. Мы с этим сталкиваемся каждый день. Люди, поступающие на режиссерский факультет, не знают ничего. Они не читали Толстого, понятия не имеют о том, кто такие Эйзенштейн и Феллини… Когда я поступал во ВГИК, был дефицит информации и книг. Но приезжали студенты из алтайского села — и они знали все. Разговариваешь сегодня с молодым артистом и не можешь сходу объяснить ему, что он должен сыграть честолюбца Растиньяка, — потому что Бальзака он не читал. Как говорить с человеком, который не знает, когда была Октябрьская революция и кто победил во Второй мировой войне?.. При нынешней системе образования молодежь не может получить всего того, что получало наше поколение. В результате надо делать кино примитивнее — иначе зрители не поймут. В этом — серьезная проблема для страны. Человеку, который хочет оставаться художником, надо заставить себя не пойти наипростейшим путем. Российский режиссер живет, как правило, тем, как найти денег и что-то снять, — перед советским такой проблемы не стояло. Он искал интересный материал, был более творческим человеком».

Шахназаров считает, что искусство — это часть политики, и наоборот. Конечно, посмотрев фильм, политик не изменится, но на какие-то струны его души кино повлияет.

Кто-то требовал от него откровений, «крика души», как у предыдущего оратора — Михалкова. «Крик нашей души — на экране. Посмотрите наши фильмы — и станет ясно, что мы собой представляем, чем живем», — ответил Шахназаров. И добавил: «Интерес к политике у меня наследственный. Мой отец — основатель политологии в СССР. Я вырос в семье профессионального политика, много читал того, чего мои ровесники не могли. Сегодня — острый момент в нашей истории. Люди должны высказывать свое мнение. Надо говорить. Это тоже часть профессии».

Не обошлось и без разговора об «Анне Карениной», которую Карен Шахназаров сейчас снимает. «Было много экранизаций, но никакого примера для меня в этом нет. Я делаю свою версию, тщательно сохраняя язык Толстого, но привнося в фильм и другие моменты. Мне предложили сделать сериал, но я пошел на то, чтобы сделать еще и фильм. Проект очень большой и сложный. 4,5 часа из 6 я уже снял, то есть сделал 3 фильма по полтора часа. Получаю удовольствие от работы. Я разные картины снимал, но никогда еще так близко не подходил к теме взаимоотношений мужчины и женщины. Ничего лучше, чем «Анна Каренина», не написано на эту тему. й, ничего уже не будет. Так и «Анна Каренина». Взаимоотношения мужчины и женщины — суть нашей жизни, ничего выше них нет. И я решил сделать на эту тему фильм».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27051 от 11 марта 2016

Заголовок в газете: Навеки советский режиссер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру