Журналисты американской газеты «Бостон Глоб» распутывают сложное дело, связанное с насилием в отношении малолетних подростков со стороны священнослужителей. Достоинство этой картины — в виртуозных диалогах и отличном актерском ансамбле, скупых средствах выразительности. А уж честь журналистской профессии фильм МакКарти вознес на должный уровень.
Многострадальный Леонардо Ди Каприо, за которым следил весь мир, с седьмой попытки все-таки получил 3,5 кг заветного «золота» за роль охотника Хью Гласса, преданного своими же товарищами в картине «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. За муки на съемочной площадке, за создание образа «настоящего человека», идущего до конца, он и отмечен долгожданным «Оскаром».
По сути, Ди Каприо не сделал ничего выдающегося в этой роли. Да, он возмужал, перестал быть тем красивым мальчиком, к которому за долгое время его присутствия на экране мы привыкли. За его плечами — роскошная кинобиография. Поклонники актера явились на церемонию «Оскара» в медвежьих шкурах. А его почитатели в Якутии изготовили аналог статуэтки. Ди Каприо сожалеет, что якутский дубликат не был доставлен на церемонию в Лос-Анджелес. Иньярриту, как и год назад, отмечен «Оскаром» за лучшую режиссуру, после прошлогоднего «Бердмэна». Что бы ни говорили про его разноплановость, он идет на понижение после предыдущих своих работ. У «Выжившего» было максимальное число номинаций — 12. Из всех «выживших», которых в этом году было на удивление много, он оказался самым живучим.
Прекрасная шведская актриса Алисия Викандер, практически открытая Сергеем Бодровым-старшим, получила награду за роль второго плана в «Девушке из Дании». И тут академики проявили отменный вкус. А великолепный 56-летний британский актер Марк Райленс, которого многие запомнили после картины «Интим» Патриса Шеро, награжден «Оскаром» за лучшую роль второго плана, соответственно, среди мужчин. Он сыграл в фильме «Шпионский мост» Стивена Спилберга советского шпиона Рудольфа Абеля. Как и в картине «В центре внимания», здесь многое строится на блистательных диалогах и сдержанной актерской игре, за который скрываются тонкий психологизм и глубина. Американская актриса Бри Ларсон, молодая, но много снимающаяся, с психологической драмой «Комната» обошла мощных конкуренток, включая Шарлотту Рэмплинг и Кейт Бланшетт, и стала лучшей исполнительницей главной роли.
Отличный результат — у фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. Ему досталась обойма «Оскаров» — за грим, дизайн костюмов, монтаж, достижения в области звука. Но и деньги во все это вбуханы немалые. Это небывалый аттракцион, кино совсем другого порядка, не претендующее на изыски и психологические кульбиты и неизменно вызывающее у пожилых академиков священный трепет.
«Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» достался дебютной венгерской картине «Сын Саула» Ласло Немеша, события которой происходят в концлагере в годы Второй мировой войны. Это редкий ныне пример настоящего авторского, экспериментального кино. И с этим выбором можно только поздравить киноакадемиков. Они не подкачали.
В сильной документальной номинации один только «Взгляд тишины» о страшных злодеяниях в Индонезии чего стоит. Но победил мягкий вариант — «Эми», о британской джазовой певице Эми Уайнхаус. «Зима в огне» уроженца Казани Евгения Афинеевского, который живет между Израилем и США, осталась без «Оскара». Она, говоря словами самого режиссера, — о героизме людей. Но события на Майдане не вдохновили киноакадемиков, страшно далеких от того, что происходит на других континентах. И это не фигура речи, а данность.
Самая необычная в анимационной полнометражной номинации лента «Аномализа» уступила первенство «Головоломке» от студии Pixar и режиссера Пита Доктера. В номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» состязалась еще с четверкой конкурентов российская 15-минутная картина «Мы не можем жить без космоса» питерского режиссера Константина Бронзита. История о двух космонавтах, готовящихся к полету к звездам, друживших с самого детства, и об одиночестве вдвоем высоко оценивалась в американской прессе. Но «Оскар» впервые отправится в Чили. Его получила очень достойная анимационная лента «Медвежья история», победу которой Константин сам предсказывал. Для него лично выезд на «Оскар» был трудным, сопряженным с равнодушием киночиновников самого высокого ранга.
Мы поговорили об «Оскаре» с разными людьми. Кто-то наотрез отказался от обсуждения. Оскароносец Владимир Меньшов в сердцах бросил трубку со словами: «Только не это! Не могу обсуждать «Оскар». Сколько можно!..»
Актер Алексей Гуськов недавно номинировался на азиатского «Оскара» в Австралии за роль в фильме «Находка» Виктора Демента по книге советского классика Владимира Тендрякова. Его герою пришлось пробираться по бескрайней тайге с младенцем на руках. Пейзажи, снятые в Финляндии российским оператором Андреем Найденовым, впечатляют. Интересно, что «Находка» была снята на год раньше «Выжившего». И если Ди Каприо снимали летом, а непогоду добавляли при помощи компьютера, то «Находку» — в 30-градусный мороз.
— Сам я спокойно отношусь к призам, — вспоминает Алексей Гуськов о своих наградах. — Актер свою работу заканчивает на озвучании, а потом она начинает жить своей жизнью. Пока она доберется до зрителей и фестивалей — проходит год с лишним. Эмоции притупляются. И первое ощущение, когда получаешь награду, — легкое удивление. Потом уже испытываешь чувство гордости за то, что тебя отметили, и твои труды были не напрасны. Ситуация очень волнительная. Когда ты «вкручен» в этот процесс, то волей-неволей многие люди начинают переживать за тебя, группу, с которой ты работал, потому что кино создает не один человек. Одна из самых моих волнительных премий — итальянская, Давида Ди Донателло. Выходишь ее получать — и мало чего соображаешь, всех благодаришь… В такие моменты люди говорят стандартные вещи. Заготовленных слов, как правило, нет. Надо иметь мужество, чтобы заранее написать речь. А при этом у тебя только 15 или 30 секунд на выступление.
— Можете понять переживания Ди Каприо, те насмешки, которыми он окружен в связи с «Оскаром», которого он не мог столько лет дождаться?
— Он огромного таланта и работоспособности артист. А начал сниматься в совсем юном возрасте. Чуть ли не в 13 лет работал с Шэрон Стоун. Ди Каприо стал уже «сыном полка» американского кинематографа. Начинаешь смотреть картину — и видишь перед собой человека невероятного темперамента, обаяния, а рядом появляется новое лицо, и все внимание приковано к нему. Ди Каприо стал привычен. Как и Мерил Стрип. Она величайшая актриса, а награды стала получать, когда стала взрослой женщиной и зрелой актрисой. С Ди Каприо произошла аберрация присутствия. Это мое личное мнение. Он талантлив, даже в боевике убедителен. Его просто много — вот и все. Это не умаляет его достоинства. Все дело в параметрах раннего появления и постоянного присутствия, которые и вызвали странную реакцию.
Даниил ДОНДУРЕЙ, социолог культуры, киновед, главный редактор журнала «Искусство кино»:
— Ненавижу «Оскар». А мир сошел с ума. В то время как убивают лидеров страны, поднимаются цены, что тебе, человечество, этот «Оскар» с его не лучшими фильмами, которые к искусству никакого отношения не имеют?.. В этой премии важным является не фильм, а чрезвычайный, всепогодный, безмерный, всенациональный авторитет Голливуда. Не нужны военные флотилии, ракеты. Все это не так важно в сравнении с ним. Может быть, и сами американцы это не до конца понимают, поскольку «Оскар» наряду с долларом — невероятный репутационный ресурс. Люди не знают своих президентов и героев, но каждый из них осведомлен про семью Анджелины Джоли и Бреда Питта. Каждый человек на планете, хотя бы ходящий в школу. Это 3–4 миллиарда. Голливуд сильнее, чем нападающие в футболе. Вчера никто не начинал разговор о том, что погибли шахтеры в Воркуте, зато спрашивали: «Как думаешь, кто победит на «Оскаре»?..»
Это национальная премия США. 6 тысяч старичков отбирают то, что является гуманистическим продуктом. Их не интересует ни искусство, ни касса. Они точно научились выбирать пиар-продукт американского кино, определять типы героев, которые должны выйти на первый план, типы кинопродукции, которая должна собирать аудиторию. Все должны обсуждать, переживать, думать об «Оскаре». Эта тема для миллионов разговоров в каждом доме в 200 странах мира. После того как доллар стал мировой резервной валютой, это второе по достижению деяние этой страны. А вовсе не НАТО. Каждый человек живет американскими героями и актерами, интересуется, как будут шутить на церемонии, получит ли несчастный Лео на седьмой раз «Оскара»… Да что вам, люди, до этого Ди Каприо, когда сыр стоит бешеные деньги, и вечером ты потащишь домой его суррогат — сырный продукт!
— И все же: в чем феномен «Выжившего»?
— Американцам важен гуманизм. Человек должен сражаться до конца, быть сильным, самостоятельным, не рассчитывать ни на кого. Этому они учат людей. «Выживший» — это школа типа сознания. Вот он и получил главные призы, кроме самого главного. И это очень важно. Голливуд — система обучения жизни, создания картины мира, того, как надо миллиарды людей научить тому, что важно, а что нет.
Кирилл РАЗЛОГОВ, культуролог и киновед:
— Расклад был предсказуем, за исключением главной картины. Я с радостью увидел, что культ журналистики, существующий в США, дает свои плоды. Фильм «В центре внимания» получил «Оскара» и за художественные достоинства, и за актуальность темы. И по давней традиции великого американского кино журналистские расследования увенчиваются успехом и большим фильмом, который потом получает все премии. Примеров таких очень много. Посмотрите на послужной список режиссера, в котором представлено несколько заметных картин, которые, кстати, не остались без внимания и на Московском международном кинофестивале.
Не думаю, что переборщили, дав «Оскара» за лучшую режиссуру Алехандро Гонсалесу Иньярриту. Его надо было дать «Выжившему». Это классический арт-хаус на классическом американском материале, картина, очень тесно связанная с национальной культурой США. Голливуд, как вы знаете, ушел от американской культуры. А в «Выжившем», с одной стороны, есть традиция, а с другой — она сделана высококлассным режиссером. Меня выбор академиков не удивил. Если бы «Выжившему» дали «Оскара» и за режиссуру, и за лучший фильм — да, это был бы перебор. То, что это главная картина года, — безусловно. У Ди Каприо — хорошая роль, неожиданная для него.
НАРЯДЫ «ОСКАРА-2016»
Наши эксперты:
Ольга Брунова, редактор отдела моды журнала «Атмосфера».
Анастасия Рондарева, модный критик «МК-Бульвара».
Наоми Уоттс в Armani Prive
ОЛЬГА: Актриса продемонстрировала, как должна выглядеть настоящая звезда на церемонии уровня «Оскар». Узкое платье классического силуэта «колонна» могло бы показаться скучным, если бы не переливающиеся пайетки и вышивка стеклярусом. Шикарно и лаконично одновременно!
АНАСТАСИЯ: Образ Русалочки в счастливую бытность любимой дочкой морского короля выдержан достойно, и бриллиантовое ожерелье очень к месту. А главное — у Наоми идеальный рельеф рук и плеч, и в таком лифе она выглядит вдвойне выигрышно.
Хайди Клум в Marchesa
ОЛЬГА: Супермодель никак не найдет свой стиль, примеряя то откровенно сексуальные комплекты, то притворяясь юной нимфой в полупрозрачных девичьих одеждах. Сказать, что в этот раз Хайди промахнулась, сложно, но без странного рукава-фонарика и совершенно неуместных цветов на талии и плече платье смотрелось бы более выигрышно и стильно.
АНАСТАСИЯ: Это, конечно, трагедия. Супермодель достойно смотрелась бы в ежегодных подборках «Как одеваются на выпускной бал ученицы провинциальных школ». Возможно, даже была бы в них королевой — если не по части откровенности, то по части безвкусицы точно.
Кейт Бланшетт в Armani Prive
ОЛЬГА: Актриса умеет с достоинством носить сложные комплекты, которые подходят далеко не всем. Трогательное платье нежно-бирюзового оттенка, цветочные аппликации и внушительное декольте — наряд имел все шансы стать модным фиаско, но благодаря грации и достоинству Кейт признан одним из лучших на красной дорожке.
АНАСТАСИЯ: Платье скорее подошло бы юной наивной девушке, и то лишь если бы она хотела подчеркнуть и утрировать эти свои качества. От утонченной и уверенной в себе красавицы Бланшетт ждешь чего-то более стильного, чем пух, перья, блестки и цветочки.
Дженнифер Гарнер в Versace
ОЛЬГА: Бывшая жена Бена Аффлека в этот раз смогла покорить модных критиков. Черное платье с бюстье на одно плечо, украшенное стразами и бисером, со сдержанным вырезом и эффектным шлейфом — однозначная победа актрисы. При этом звезде удалось верно подобрать украшения и прическу — образ вышел гармоничным, не перегруженным деталями.
АНАСТАСИЯ: То ли всего понемногу, то ли ни то ни се: асимметрия и пайетки, драпировка и разрез, глубокое декольте и тонкая талия… Получилось какое-то идеальное усредненное коктейльное платье, которое как-то теряется среди других — более дерзких или более изысканных.
Керри Вашингтон в Versace
ОЛЬГА: Актриса, очевидно, отчаянно тоскует по 80-м: сексуально-агрессивное платье с черным кожаным лифом, внушительным вырезом, ремнями и клепками больше уместно на тематических вечеринках, нежели на красной дорожке. Промахнулась Вашингтон и с укладкой, и с аксессуарами — складывалось ощущение, что девушку наряжали разные стилисты с противоположным представлением о прекрасном.
АНАСТАСИЯ: Немножко БДСМ, немножко Зены — королевы воинов и, конечно, бриллианты и убийственные носы туфель: похоже, девушка решила собрать воедино все, что любо ее сердцу. К сожалению, этот рецепт хорош только для изготовления рагу по-ирландски.
Леди Гага в Brandon Maxwell
ОЛЬГА: Королева эпатажа выбрала неоднозначный брючный костюм молочного цвета. Полным провалом назвать выход Гаги нельзя, тем не менее странный крой наряда не красит фигуру певицы, а наносная элегантность делает из звезды гранд-мадам.
АНАСТАСИЯ: Это чудовищное декольте не простилось бы никому, но Леди Гага — исключение. Эта девушка умеет делать из каждого своего аутфита высказывание, и в данном случае она вместе со своим бессменным стилистом Брендоном Максвеллом снова не промахнулись, создав скульптурный образ с отсылкой к золотой эпохе Голливуда.
Лили Коул в Vivienne Westwood
ОЛЬГА: Британская модель привыкла, что на ее точеной фигурке любой наряд смотрится выигрышно. Увы, но в этот раз Коул прогадала с платьем: невнятный силуэт, асимметричный лиф, укороченный подол и невыразительной длины шлейф — все бы ничего, если бы не экстравагантная ткань, похожая на жатую фольгу. Ко всему прочему, Лили надела золотистые босоножки с ремнями, которые окончательно превратили комплект в провальный.
АНАСТАСИЯ: Удивительным образом платье подходит хозяйке не только по размеру, но и по характеру: хрупкое, изящное и ироничное. И даже золотистые туфли при всей своей избыточности отлично дополняют образ.
Кейт Уинслет в Ralph Lauren
ОЛЬГА: Мисс Уинслет возглавила рейтинг самых плохо одетых звезд прошедшей церемонии. Соперничать с ней было сложно: наряд Кейт напоминал огромный мусорный мешок, которым она обтянула свои внушительные формы. Вдобавок ко всему актриса, видимо, забыла про прическу: ее укладка также оставляла желать лучшего.
АНАСТАСИЯ: Достойное платье, лаконичное и с гомеопатической долей оригинальности, которой оказалось вполне достаточно. Правда, чем дольше на него смотришь, тем труднее избавиться от ощущения скользкости — это минус. Зато сидит хорошо — и это плюс, если учесть все коварство подобного лифа.