Главная диковина – черно-белая «Колыбельная скорбной тайны» филиппинского режиссера Лав Диаса. Ее хронометраж составил 482 минуты. На просмотр ушел целый день. Начали в 9.30 утра и закончили в восьмом часу вечера. Небольшой перерыв на обед длился менее часа. После киномарофона, который выдержали далеко не все, публика выходила с изможденными лицами. Каким бы прекрасным ни было киновысказывание, человеку нужен отдых. Он физически не в состоянии полноценно воспринимать такое полотно. Предыдущая картина Диаса - «От предшествующего» - шла шесть часов. Она награждена «Золотым леопардом» на кинофестивале в Локарно. При этом имела жалкий бюджет - каких-то 50 тысяч долларов. Теперь у Диаса продвинутый молодой продюсер из Сингапура и бюджет куда весомей. Но в новой работе нет былой медитативности, когда фильм как река несет тебя по течению, завораживает каждым шорохом. Диас предпочитает скупые средства - графичность и отсутствие ярких красок. А еще он – поклонник Достоевского. Его историческое полотно, работа над которым длилась 17 лет, отсылает к прошлому Филиппин, во временам испанской колонизации 19 века. Почти весь фильм вдова одного из революционеров разыскивает его бренное тело. Но, пожалуй, все излишне театрально и неоправданно затянуто. В одну реку дважды не войти. К высотам предыдущей картины Диас не приблизился.
В рейтинге критиков в фаворитах – «Огонь в море» итальянского документалиста Джанфранко Рози о нашествии мигрантов на Лампедузу. Наименьшее количество баллов набрала картина «Одни в Берлине» - дебют в режиссуре французского актера Венсана Переса, посвященный Второй мировой войне. Вторая документальная лента конкурса – «Нулевые дни» американского документалиста Алекса Гибни – обладателя «Оскара» и нескольких призов «Эмми» - рассказывает о киберпреступлениях и войнах хакерах, от которых зависит наша жизнь даже если мы представления не имеем, что такое компьютер. Главное достижение режиссера в том, он разговорил закрытое сообщество, получил доступ к шокирующей информации и показал, что в любой момент наш мир может полететь в бездну. Одним из героев стал наш Евгений Касперский. Но на художественное высказывание, а настоящая документальная картина несомненно должна им быть, «Нулевые дни» с их бесконечными «говорящими головами» не тянут. Параллельно прошла премьера фильма «Куда бы вторгнутья?» самого знаменитого американского документалиста Майкла Мура. На Берлинале он сам не приехал – неожиданно попал в больницу с пневмонией. У Мура нет и в помине основательности Гибни, но он – выдающийся манипулятор и популист. Интересно наблюдать даже не за его героями, которых он выбирает практически наобум, а за ним самим. Стоит у табло в аэропорту Мур и думает, куда бы податься. Методом тыка выбирает маршрут. В итоге объездил на наших глазах половину Европы, добрался до Туниса. Показал все прелести тюремного заключения в Норвегии, преимущества образования в Финляндии и школьного питания во Франции. Все это, по его мнению, не идет ни в какое сравнение с США, где все плохо. Мур добрался даже до самого знаменитого норвежского преступника Брейвика, отбывающего наказание на острове в сказочных условиях. Вообще, осужденные за тяжкие преступления живут в Норвегии так, как у нас не живет больше половины страны.
В конкурсных картинах на редкость много заметных женских ролей, с которыми вечно на фестивалях проблемы. Кто-то предпочтет Изабель Юппер во французской ленте «Будущее», но есть работы куда интересней. У немецкой актрисы Юлии Йенч в фильме «24 недели» – яркая роль так и несостоявшейся матери, отказавшейся рожать ребенка с синдромом Дауна. Юлия уже получала награду 55-го Берлинале за роль антифашистки Софии Шолл. В 2013 году она снялась в российской картине «Совсем не простая история» Федора Попова в дуэте с Даниилом Спиваковским. Прекрасная работа у шведской актрисы Трине Дюрхольм в картине «Коммуна» Томаса Винтенберга. Она сыграла теледиктора и просто женщину, переживающую измену мужа, трудности и радости жизни в коммуне. Фильм знаменитого датского режиссера, некогда приверженца «Догмы», вызвала бурю эмоций. Винтенберг в семилетнем возрасте вместе с родителями и сестрой тоже жил в таком коммунальном сообществе. В 70-е годы интеллектуалы Швеции объединялись для совместного житья несколькими семьями. Вот и герои фильма, чтобы преодолеть рутину будней, делают выбор в пользу общежития. Как объясняет Винтерберг, это ни в коем случае не означает беспорядочный секс, неограниченный алкоголь и вседозволенность, разве что много пива и взаимоподдержку. Винтерберг рассказывает: «Сейчас многие люди в Дании живут одиноко. Первоначально я поставил эту пьесу в венском Бургтеатре и увидел, как люди плакали, смеялись вместе с актерами. На меня нахлынули воспоминания детства, и решил снять на эту тему фильм. С родителями мы жили в такой коммуне в 1975 году, но тогда люди не думали о деньгах, они были идеалистами. Уже в 80-е идеи индивидуализма победили. Но теперь я опять вижу в людях стремление объединиться».
Томас Винтерберг хотел снять большой проект о подлодке «Курск», написан даже сценарий. Съемки предполагались на одной из голливудских студий. Но в какой-то момент он вдруг остро почувствовал потребность работать на родине и в ближайшее время планирует снять картину про алкоголь и пьющих людей. Винтерберг досконально изучил историю вопроса, в том числе и в дни Второй мировой войны, проштудировал десятки книг и наверняка снимет очень датскую историю.
Самая высокохудожественная картина нынешнего конкурса - «Против течения» китайского режиссера Ян Чао. Она - о вечности и одном дне, о великой реке Янцзы и молодом капитане, который отвечает за душу покойного отца, встречает в каждом порту одну и ту же девушку. Особенно впечатляют финальные кадры с каменными исполинами, смотрящими на воды великой реки, которые были, есть и будут, чтобы не происходило на земле.
«Смерть в Сараево» выдающегося боснийца Даниса Тановича отсылает к события прошлого, когда был убит наследник эрцгерцог Франц Фердинананд и началась Первая Мировая война. Герои картины живут в современном Сараево. Все происходит на территории отеля с символическим названием «Европа». Его служащие готовятся к забастовке, а параллельно идут съемки телепрограммы, где ведущая пытается выяснить, кем был убийца Фердинанда Гаврило Принцип – террористом или национальным героем. Получилась своеобразная модель современной Европы, благополучие которой на волоске от гибели. Это интеллектуальное кино, вкус к которому есть далеко не у всех. Есть шансы быть отмеченным жюри и у дебютного «Хеди» тунисского режиссера Мохамеда Бен Аттиа, рассказывающего о том, как любовь побеждает любые догмы. Все зависит от индивидуальных предпочтений конкретных членов жюри, Меню им предложено разнообразное. Так что они и сами подвергаются проверке на прочность.