У Зураба Церетели открыли выставку театральных художников

В галерее на Пречистенке показывают балет. И не только

Имена талантливых театральных художников у всех на слуху: Борис Мессерер, Сергей Бархин, Валерий Левенталь - авторы декораций, костюмов и макетов знаменитых постановок. Но мало кто знает, что у них  блестящая живопись и графика. И теперь эти работы – на выставке «Второе дыхание» в галерее Зураба Церетели.

В галерее на Пречистенке показывают балет. И не только

Придя на Пречистенку сразу попадаешь в Большой театр Бориса Мессерера с черно-белыми балеринами. У них антракт: одни – поправляют пуанты, другие – болтают, остальные – растягиваются. Фигуры восхищают четко выверенной линии и изысканностью скупой цветовой гаммы.

Напротив балерин – полотно с высохшими, недоеденными дольками арбуза. Сергей Бархин круговую композицию в форме арбуза назвал «Деликатесы. Десерт с Сальвадором Дали». Куски арбуза валяются на доске, покрытой землей. Она привезена из испанского Фигераса, где родился Дали. На работу пошло 78 десертных ложек земли: столько было лет Дали в момент создания произведения. Для остальных работ автор ограбил чернозёмы Цюриха, Мадрида, Сиракуз, Москвы и Воркуты.

С холстами Бархина соседствуют меткие иллюстрации к "Мертвым душам" Сергея Алимова. Серьезный, горбатый Николай Васильевич Гоголь придерживает цилиндр и будто восклицает: "Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит". Обрюзгший Чичиков высовывает нос из коляски, прикидывая, кого бы еще надуть. Рядом из рам глядят кувшинные рыла Собакевича, Коробочки, Плюшкина и других персонажей. Карикатуры, раскрывая подтекст, передают замысел писателя.

Второй зал наполовину занят работами Валерия Левенталя, который, увы, не дожил до этой выставки. Дочь привезла работы из США. Здесь его портреты, натюрморты, пейзажи и интерьеры. Квадратная дама в причудливой шляпке поедает чернослив, солнце ласкает геометрически выверенный сад с подстриженными кустами, бультерьер по-барски нежится на веранде роскошного дома: "Вытащил самый главный собачий билет", как булгаковский Шарик.

А Мария Федорова в своей графике фольклорные мотивы переделывает на современный лад. Ее сложные по цветовому решению сказочные коты, львы, грифоны, сирины и балаганные плясуны остаются верными народной традиции и современному пластическому искусства.

Интервью с Борисом Мессерером после официального открытия выставки.

– С какими трудностями сталкиваются художники, когда пишут мир балета?

– Балерин надо найти. Затем постараться выразить суть балетной классики. У меня получились балерины не в танце, а на отдыхе или в перерыве между занятиями. В то же время я смог передать их профессиональные движения.

– Ваш цикл «Балерины» создавался с 1974 по 1995 годы. Почему так долго над ним работали?

– Картины большие, поэтому время от времени я их дорабатываю. Нет начала работы и конца. То же самое с офортами: они создаются серией, в которую постоянно что-то впечатывается. Поэтому процесс растягивается надолго: от года и больше. Так что датировка моего цикла условная.

– Чьи работы на выставке вам понравились?

– Люблю картины Левенталя. У них очень американский дух. Ценю концептуальные работы Бархина и профессионализм Алимова.

– Сегодня в театре все чаще используют новые технологии. Значит ли это, что выживают художников?

– Художники сами себя выживают. В электронную эпоху они делают все с помощью компьютера. Я как консерватор поверяю свой замысел рисованием. Рука ведет художника. Я сторонник прорисовки каждой линии. Не люблю компьютерных декораций, поскольку они упрощают дело и не дают достичь высот.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру