После ажиотажа на Серове Третьяковка решила вводить посещение по сеансам

Директор галереи Зельфира Трегулова «Если посетитель пришел к 10.00, то в 12 часов должен покинуть здание»

С безумием, случившимся в конце минувшей недели на выставке Валентина Серова, проходящей в Третьяковской галерее, когда очередь снесла входные двери и люди мерзли на морозе по 3–4 часа, прежде чем полюбоваться полотнами, воцарилась тишь и благодать. Но все-таки в чем причина небывалого ажиотажа? «МК» представил два взгляда — изнутри, от директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, и снаружи, от режиссера Кирилла Серебренникова.

Директор галереи Зельфира Трегулова «Если посетитель пришел к 10.00, то  в 12 часов должен покинуть здание»

Воскресенье. 12.30. Ни одного человека на улице. На улице — палатки МЧС. Но никто в них не заходит. Оживление царит только у полевой кухни. Кашу — 3 центнера, на минуточку, — съели с утра, очередь стоит только за чаем. Молодой парень, раздававший кашу, приготовленную по рецепту 1941 года, рассказывает, что многие теперь приходят не на Серова, а поесть. В кассу стоят три посетителя. Но гардероб забит. Приходится минут пять подождать, чтобы сдать пальто. Спрашиваю у охранника: «Где же очередь?» Он рассказывает, что в первые дни тоже все было тихо. А в тот день, когда выставку посетил Владимир Путин, стали приходить артисты. «А кто?» — интересуюсь я. Долго вспоминал, потом назвал, конечно, артистичного, но все же персонажа из другой оперы — Игоря Шувалова. Гардеробщицы на свою долю не жалуются, хотя они как на передовой. «Как вы тут, бедные, выдерживаете?» А в ответ: «Нормально. Хоть с народом пообщаемся».

У входа посетителя встречает знаменитая «Девочка с персиками», написанная Серовым в 1887 году. Кто-то думает, что это «Девочка с яблоками». Экскурсовод рассказывает: «Судьба Верочки Мамонтовой печальна. Она заболела воспалением легких. Оставила двоих детей...» Публика хоть на выставке и интеллигентная, но запечатлеть себя на фоне «Девочки с персиками» стремится изо всех сил. Хотя фотографировать нельзя. Но уследить за всеми владельцами телефонов невозможно.

Толпа жаждущих посетить выставку Валентина Серова снесла двери Третьяковской галереи

Толпа жаждущих посетить выставку Валентина Серова снесла двери Третьяковской галереи

Смотрите фотогалерею по теме

Разговариваю с молодым посетителем выставки. Москвич, лет 23, окончил технический вуз, работает. О Серове прежде ничего не знал, в Третьяковке не был. Картины произвели впечатление. Особенно женщины на портретах. Лица без косметики. Мой вопрос, причем не только этому молодому человеку, но и другим посетителям, о том, насколько изменились лица, вызывает недоумение. Значит, разницы не почувствовали. В основном даже у очень интеллигентных и образованных людей знание о Серове ограничивается «Девочкой с персиками», но в Третьяковке ее мало кто видел.

Последний посетитель в субботу пришел в 20 часов. Залы освободили в 23.30. Всю последнюю январскую неделю выставка будет работать до 21 часа по продленному графику. И только в субботу и воскресенье — до последнего посетителя.

Толпа жаждущих посетить выставку Валентина Серова снесла двери Третьяковской галереи

Толпа жаждущих посетить выставку Валентина Серова снесла двери Третьяковской галереи

Смотрите фотогалерею по теме

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира ТРЕГУЛОВА рассказывает:

— После того, что произошло в четверг, мы здесь практически живем. Уходим домой только поспать. В субботу мы сидели до последнего посетителя и пытались понять, как хоть на одну неделю продлить выставку. Наши реставраторы и кураторы внимательно осмотрели экспозицию. В залах очень много людей и немного не те температура и влажность, которые должны быть. Именно поэтому мы не можем работать 24 часа в сутки, как кто-то предлагал. Нам нужна ночь для того, чтобы в залах была идеальная климатическая ситуация. Заручившись согласием Русского музея, главного помимо Третьяковской галереи участника выставки, мы приняли решение продлить экспонирование выставки на одну неделю. Единственное, что мы не смогли продлить, — это участие в выставке шести работ, привезенных из-за рубежа. Существует таможенное законодательство, и по существующим правилам временного ввоза и вывоза эти работы не позднее нуля часов одной минуты 29 января должны покинуть территорию России. Это шесть вещей: портрет Львовой из музея Орсе, портрет Александра III из Штаб-квартиры Королевской лейб-гвардии в Копенгагене, портреты Ольги Томара и Гиндус, эскиз «Окно» из Художественного музея Белоруссии, портрет Марии Акимовой из Национальной галереи Армении. Мы постараемся их быстро демонтировать в понедельник, который, как всегда, будет выходным днем, и немедленно отправить их к границам РФ.

— В каком режиме вы работаете?

— Вчера закрылись в 23.30 и пускали всех, кто стоял в очереди. Вчера приходила куратор из музея Орсе, которая в понедельник забирает портрет Львовой. Она сказала, что люди в Париже стоят по 3–4 часа, чтобы попасть на выставку Гран Пале, а билеты в Интернете распродаются за два месяца до дня посещения. Конечно, в Париже нет морозов, и в этом принципиальное различие. 28 июля мы открываем масштабную выставку Айвазовского с участием Русского музея, которая продлится до 20 ноября, а потом до февраля, в самые тяжелые зимние месяцы, она пройдет в Санкт-Петербурге. С учетом опыта выставки Серова мы решили ввести посещение по сеансам. Если посетитель пришел к 10.00, то в 12 часов должен покинуть здание. Выставку посетило около 440 тысяч человек. Это абсолютный рекорд в истории Третьяковской галереи да и в истории выставочного дела в СССР и России.  

— Как только ваши сотрудники все это вынесли?

— Сотрудники работали 3,5 месяца в экстремальном режиме. Надо было обеспечить безопасность произведений и принять как можно больше зрителей. Все, кто работал на этой выставке, будут отмечены денежными премиями и благодарностями. Министр культуры в последние дни бывал у нас по 2–3 раза в день. Приходил утром, днем и глубокой ночью. Вчера он был в 10 вечера.

На выставку Валентина Серова перестали стекаться толпы любителей искусства

На выставку Валентина Серова перестали стекаться толпы любителей искусства

Смотрите фотогалерею по теме

Среди гостей выставки нами замечен режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ:

— Мне сказали, что сегодня первый день без очереди. Мне повезло. Я под большим впечатлением от выставки, поэтому, даже если бы я стоял в очереди, все равно бы не роптал. Когда мы узнаем, что что-то закрывается, то тогда и бежим. Я кручинился всегда по поводу того, что мы не делаем из своих художников звезд. Вопрос подачи, прославления — очень важный. У нас потрясающие мастера. И эта выставка феноменальна. Какая графика! И она хранится в запасниках. Когда еще ее увидишь? Когда все собрано вместе, ты понимаешь, что Серов — звезда. Лет 50 венцы раскрутили и сделали достоянием массовой публики художника Эгона Шиле. Сейчас это мировой бренд. Серов и еще несколько наших мастеров достойны стать мировыми брендами.

— Какие мысли навевают лица, которые вы увидели в таком количестве на картинах Серова?

— Ужас! Их всех убили! Все — мертвецы. Серов запечатлел такой этап России, который потом пустили под нож. Ты видишь это величие, благородные лица, красоту. А дальше... Даже скупые тексты под картинами говорят о том, что этих людей практически всех уничтожили. Линия жизни прервалась. Но сама выставка — триумф искусства и мастерства. Линия свободы. Самое сильное впечатление — от графических работ в нижнем этаже.

— Можете сказать, что заново открыли Серова?

— Я знал его с детства. У меня были его альбомы. Но живьем многого не видел. Смотришь как на старого знакомого, но оказывается, что портрет Бальмонта небольшой, а Станиславского — крошечный. И Ида Рубинштейн — другая. Для того и делаются такие монументальные выставки, чтобы заново открыть автора для себя.

АНЕКДОТ ДНЯ

В очереди на выставку Серова провокаторы распустили слух, что на картине «Девочка

с персиками» персики у девочки турецкие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27015 от 25 января 2016

Заголовок в газете: Серова переварили, следующий — Айвазовский?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру