Вкатывание камня. Закат империи

Коллекционер жизни

Беда в том, что люди, огромное количество людей, в нашей стране брошены на произвол. Им некуда деться, некуда податься, некому пожаловаться, негде найти опору и управу на распоясавшихся, обнаглевших начальников.

Кто защитит и поможет в случае болезни? Никто. Ищи лекаря сам. Но если б хороших врачей хватало на всех! А в плохих больницах, которых изобилие, поборы и отсутствие профессионалов. Даже перенесшим тяжелые операции нужно доказывать и обосновывать инвалидность, будто хотят объегорить и обобрать государство. От бандитов и воров искать укрытия негде — они срослись с властью и пользуются полным ее покровительством, тогда как рядовые граждане ощущают пренебрежение к своим нуждам. Бесстыдное кабаре на политической арене продолжает развиваться по законам шоу-бизнеса — только на стриптиз-арене проститутки обнажаются, а власть имущие, наоборот, украшаются и увешиваются орденами, нарядами, ювелирными причиндалами, навороченным ворохом слов…

Коллекционер жизни

Минуты роковые

«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»… Почему? Что хорошего? С чего поэту пригрезилось такое? Разве быть участником или свидетелем трагедии почетно? Захватывающе — да. Щекочет нервы. Но считать приобщенность к тектоническим сдвигам знаком отмеченности свыше?!

Китайцы говорят: пожелай врагу, чтоб жил в эпоху перемен…

И все же, при условии, что не подмят руинами рухнувших устоев, а восторжествовал над ними, быть современником смены эпох — везение. Можно негодовать по поводу Октябрьской революции, но яркие ее события и деятели навсегда впечатались в Историю. Попытки противников перестройки оговорить, опорочить реформатора Горбачева и развенчать Ельцина — лишь жалкая зависть и досада, что злопыхателям и охаивателям не выпала честь дорасти до масштабов вселенского героя.

Вспомните, как кипела, бурлила жизнь в 90-е. Сколько новых газет и журналов издавалось! А сейчас? Утлая, унылая, беспросветная эпоха. Подогреваемая страхом войны и расцвеченная бомбардировками. Все как в социалистическом принудительном застое: топтание на месте, подавление малейших ответвлений мысли в опасную для ретроградов сторону, жвачка маловразумительных призывов, лозунгов, трибунной демагогии.

Заложники

Люди — заложники правителей. И мелкая разменная монета в их игре. Гривенники и копеечки тщатся выглядеть пристойно, демонстрируют остатки гордости и независимости, но ржавчина, в которой увязли, и транжиры, которые расходуют подневольных граждан тысячами, лишают несчастные медяки и лжесеребряные кружочки возможности хоть что-нибудь собой представлять. Человеческая инфляция, дефолт личности страшнее финансовых потрясений и рисков. Погасшие глаза, бледные, бескровные лица, безвольно опущенные плечи, жалкие наряды, способные вызвать сочувствие, но никак не восхищение. Общество, которое не хочет нового и потому беспрестанно пятится на прежние позиции — в коммунистическую несменяемость лидеров и чугунную неподвижность масс... Социализм оказался удивительно ползуч и живуч: те же процессы, что у нас, набирают силу в Венгрии и Польше.

Разве рядовые смертные виноваты в своей зашоренности, запуганности, униженности, забитости? Нет, виновны те, кто обрек их на безрадостную, давящую жизнь.

Правящие маски

Правящие лица (а точнее, маски, скрывающие отсутствие голов и мозгов) манипулируют населением, вгоняют его в конвульсии ненависти. Этим заменена созидательность и солидарность. Спросите британца: хочет ли он сместить, свергнуть свою королеву? Ему такое в голову не приходит. За что? Зачем? Притом что она — старушка, а сын ее — бабник и довел до смерти принцессу Диану, а внук женился на простолюдинке, чем уронил королевскую честь. Вам ответят: пусть королева старушка, но с каким достоинством держится. И не дура. А сын пусть живет с кем хочет. Не наше дело. И не ваше. А внук продемонстрировал лояльность к низшим классам.

— Но ведь монархия устарела и мешает! Требует лишних расходов налогоплательщиков!

— Ничего, мы согласны платить, лишь бы все шло как идет. Стабильность дороже. Мы, конечно, против затягивания поясов. Но видим, что о нас заботятся. Законы соблюдаются. Кроме того, власть королевы номинальна, все решают сменяющие друг друга политические лидеры…

Оказывается, не надо оппонентов убивать, если можно решить вопрос голосованием.

И они плывут и отдают жизни, защищая свои далекие Фолклендские острова… Американцы тем временем неспешно завершают реформу медицины, от ее преобразования все выиграют.

А мы?

Монолитность

«Если царство разделится в себе самом, не устоит такое царство». То есть речь в Священном Писании о сплоченном тоталитаризме? Но демократические общества вполне доказали свою устойчивость, они уверенно шагают на двух (а то и более) ногах — искру движения высекает противоборство политических партий. Напротив, те, кто однополярен, хромают. Но можем ли сказать, что они балансируют и теряют равновесие? Россия после революции 1917 года устояла в войне против Гитлера именно потому, что стала монолитной. Война — следствие однополярности. И одновременно ее повивальная бабка. Одно подразумевает другое.

Кто главнее — шут или король?

С тех пор как явился шекспировский «Король Лир», нет-нет да возникают сомнения: кто важнее, умнее, главнее — король или шут? И кто кого больше веселит и развлекает: шут короля или король шута? Шут самостоятелен? Или произносит, отчебучивает, отмачивает хохмы по тайному наущению главы государства, который хочет привлечь общественное внимание к каким-то определенным деяниям и проблемам, а сам предпочитает оставаться в стороне, потому и глаголет не своими устами? С помощью шута порой запускают пробные шары, чтоб проверить реакцию слушателей на то или иное начинание… Что у короля на уме — у шута на языке?

Можно сказать: удивительно фартит Жириновскому — все, что ни происходит в нашей стране и мире, что ни совершается в политике, ему «влиста». Он философствует, призывает, рассуждает на крайне благодатной почве.

На этот фарт любопытно посмотреть с обратного конца: может, политика государства осуществляется ради таких ораторов и мыслителей, ради их успеха? Чтоб не сходили с экранов, эксцентритничали, дерзили, попирали здравый смысл? Вот и подтасовываются, нарочито изобретаются обстоятельства, совершаются головотяпства, а то и преступления. Сбит самолет над Турцией? Очень кстати. В.Ж. тотчас рапортует: ответим превентивным ударом. Крепнет угроза терроризма? Увеличим штат ФСБ и вернем этой организации прежнее символическое название — КГБ. Ссора с Западом? Значит, не нужно преподавать иностранные языки в школе! Конфликт с Украиной? Инспирирован не специально ли, чтобы вернуть Владимиру Вольфовичу фабрику, принадлежавшую его деду до Октябрьской революции? Не на себя работает огромная страна, а мягко стелет лидеру ЛДПР. Однозначно!

Впрочем, на совещании у президента, посвященном школьному образованию, В.Ж. сделал опасное заявление: он-де проведет занятие с детьми интереснее учителя, признанного лучшим в стране. В этом трудно усомниться: мало кто наделен в равной степени актерским дарованием и эпатажным перевоплощением в той степени, что Владимир Вольфович. Но если продолжить логическую цепочку, то и президента он затмит и заткнет за пояс, потому что президент ведь не позволит себе сказать (хотя бы в силу бывшей профессиональной принадлежности), что иностранные языки изучать не нужно.

Если президент всерьез решит поменяться местами и ролями с шутом (не фигурально, а на деле) и перестанет держать цепного и одновременно ручного фигляра на коротком поводке (за ненадобностью, поскольку сам станет коверным), страна окончательно впадет в эпатаж и превратится в цирковую арену. Этому вряд ли кто удивится: мы приблизились к популистским задорно-затейническим прихлопам и притопам вплотную и на самом высоком уровне. Не говоря уж о поденных мастерах смеха, которые наперебой — командно и индивидуально — ублажают и отвлекают зрителя от мыслей о ценах в магазинах, об очередях в поликлиниках, о турецкой черной неблагодарности. Клоунаде есть объяснение: когда нет реальных достижений ни в одной из сфер, в ход идет попытка заменить подлинную жизнь развлекательным шоу.

Величие Орвелла

Поразительная фантазия Орвелла о Министерстве Правды, которое каждый следующий день выправляет информацию о событиях, имевших место накануне, вспоминается едва ли не при каждом катаклизме. Те, кто отрицал террористическую версию гибели российского самолета над Синаем, вдруг дружно признали: причиной катастрофы стала бомба. Те, кто недавно поздравлял Эрдогана с победой на выборах его партии, теперь негодуют по поводу методов, которыми он добился успеха. Но вы же вчера говорили прямо обратное! Не ухватишь, не поймаешь, не припрешь к стенке. Министерство Правды продолжает работу и не собирается ее совершенствовать, настолько идеально она отлажена.

Редактированием реальности тщимся сохранить Россию империей. Сизиф вкатил камень на самую высокую точку подъема…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру