Один из самых знаменитых одесситов - Михаил Жванецкий. Ему на родине даже памятник при жизни поставили. На постаменте написано: «Ты одессит, Миша». Спрашиваем у Михаила Жванецкого, зачем он ввязался в эту историю, поддерживает фильм об Одессе, на съемки которого катастрофически не хватает денег. Знаменитый сатирик отвечает: «Сегодня я считаю необходимым поддержать идею фильма. Поддержать Одесса. В принципе, я занимаюсь этим всю жизнь и считаю важным, чтобы этот город не попал в эту... Недавно в Одессе, по дороге на дачу Ковалевского, я увидел плакат со словами Бисмарка: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов». Прекрасное высказывание о том, что происходит. И когда я сейчас вижу этот город, который продолжает жить мирно, собрал в себе огромное количество людей, то думаю о том, что если море полное и берег полный — это настоящая мирная одесская жизнь...».
Авторы картины задались вопросом: почему существуют города, которые считают себя особенными, и что бывает с городом, если он хочет быть свободным и ощущает свою принадлежность миру, а не одной стране. В Одессе есть море и это многое определяет. Это город, в котором смеются, и смех становится способом общения и выживания. По мнению авторов, все их герои - сироты. Они разъехались по миру, лишились города, в котором родились и теперь разговаривают со своими детьми где-нибудь в Нью-Йорк или Париж на разных языках. Новое поколение не всегда воспринимает специфический одесский юмор, который навсегда поселился в душе их родителей. Отделаться от него невозможно. Это праздник, который всегда с тобой. Каждый ли из «бывших» готов помочь родному городу? И готов ли город помочь им? Это будет фильм вне политики. Нынешняя ситуация в Украина последние новости напрямую не исследуется, но так или иначе проявится все равно. Героями «Интонаций большой Одессы» помимо Михаила Жванецкого стали сатирик Роман Карцев, Леонид Барац и Ростислав Хаит из «Квартета И», писатель Ирина Ратушинская, журналист Виктор Лошак, которого на родине называли иначе, чем в Москва, - с ударением в фамилии на первом слоге, актер и телеведущий Юрий Стоянов, театральный режиссер Иосиф Райхельгауз... Все они рассуждают о феномене своего родного города так, как умеют это делать только в Одессе.
Режиссер фильма Александр Бруньковский - ученик Марлен Хуциева, снявший такие фильмы, как «Маршал Лёлик Табаков», «Ирина Скобцева. Жизнь Дездемоны», «Марк Донской. Король и Шут», цикл телефильмов «Севастопольские рассказы». Вместе с продюсером Сусанной Альпериной - журналистом, уроженкой Одессы и главой московского отделения Всемирного клуба одесситов, они и взялись за «Интонации большой Одессы». Кстати, Марлен Хуциев тоже появится на экране, хотя родом он из Тифлиса. Но за Одессу мэтр ответит.
Мы разговариваем с Александром Бруньковским о том, что это за картина.
- Особенность нашего фильма в том, что родной город Одесса видится и вспоминается нашими героями на расстоянии - с разных точек зрения и в контексте их личной жизни в Париже, Берлине, Москве, Петербурге, Греции. Там каждый из них находит свою Одессу. Это их детство и юность. У Одессы есть такое свойство - дарить радость, а тем, кто в нем родился – ощущать себя артистом, даже если он - грузчик в порту. Мой учитель Марлен Хуциев - не одессит, но как режиссер он родился в Одессе, сняв на Одесской студии свой знаменитый фильм «Весна на Заречной улице».
Как то я увидел в одном этнографическом музее потрясающей красоты ковер. На нем были странные пряди с узелками. Оказалось, мастерица, соткавшая ковер, особым кодом обозначала понравившийся ей узор, позаимствованный из работ ее предшественниц. Так вот Одесса тоже соткана из таких узелков-ссылок. Она отправляет в путь наиболее пытливых и неугомонных своих детей на поиски корней своего города, его родословной. И в кадре будут эти подробности. Пока они еще есть. Благодаря им, город видится по-другому.
- И какая она – ваша Одесса?
- Маленькая Одесса становится большой картиной великих мастеров в контексте мира. Проявляется то, что мы все, наверное, чувствовали, но не могли сформулировать, понять, почему такое отношение к городу у приезжих людей. А одесситы чувствуют себя, как в гостях у своей редко посещаемой бабушки-аристократки. Но об этом не велено говорить, а лучше, рассказывать анекдоты. Ведь есть и другие слои в Одессе, кроме «песен биндюжников». Одесса – это проект, продуманный, нарисованный Екатерининской командой, и мы внутри этой картины. И мы, те самые «нарисованные», что отделились от холста, решили посмотреть со стороны. Остаются ли белые пятна на картине, когда персонаж странствует? Вот и увидим это на экране. Те, кто не уехал, хранят очаг и дух.
Вы живете «как заграницей», сказал мне как то мой сверстник, на пляже, приехавший из Орла, когда мы строили замок из песка. Ему, наверное, нравились иностранные вещи и жвачка, которые привозили моряки. Тогда нам было лет по восемь. Мой приятель из детства, как в воду глядел: «как заграницей» - в одно слово. Взгляды на Одессу разные, но нет равнодушного.
- Отказался ли кто-то сниматься в вашей картине по тем или иным соображениям?
- Только один человек – талантливый и глубокий, и мало кто знает, что коренной одессит, из семьи моряка. Мотивировал тем, что не сможет не сказать горькое о родном городе, поэтому предпочел не говорить. Но мы снимаем долго. Это испытание временем, надеюсь, приведет нас друг к другу. Похоже, этот образ обязательно будет с нами на экране. Я намеренно говорю – человек, скрывая пока принадлежность к полу.