Инициировал «Время первых» Евгений Миронов, вдохновленный личностью Алексея Леонова. Возможно, невольно в этом виноват канадский режиссер Робер Лепаж, поставивший фактически моноспектакль «Гамлет» в Театре наций с Мироновым-актером. Лепаж давно увлечен Леоновым, искал с ним знакомства и снял о нем фильм «Обратная сторона Луны».
Миронов стал также сопродюсером «Времени первых». Картина отсылает к событиям 1965 года, к полету «Восхода-2», который прошел не совсем так, как планировалось и как рапортовали стране. По воспоминаниям Алексея Леонова, на восьмой минуте полета он почувствовал, что ступни болтаются в сапогах, пальцы вылезли из перчаток, а скафандр деформировался. Пришлось действовать вопреки инструкциям.
Совершил ли Леонов ошибку? У Юрия Быкова на этот счет такое мнение: «В открытом космосе на него повлияло количество стресса. То, с чем он справлялся в других условиях, не удалось сделать. Специально для нас надули скафандр, и я увидел игрушку, которая не гнется. Вообще не понимаю, как в него можно было ногами войти. Поскольку фильм будет не только про Леонова, но и про людей, которые готовили его полет, то мы не имеем права унижать этих людей. Если меня спросят, совершил ли он подвиг, отвечу: «Конечно, совершил». Но даю слово, что техников дураками выставлять никто не будет».
«Для меня открылось много интересного и даже комичного в работе над этим материалом, — рассказывал «МК» увлеченный проектом и еще не отстраненный от него Юрий Быков. — Это не столько история про Леонова и Беляева, сколько про то, ради чего все делалось. Можно сказать, что в космос полетел трактор. Тогда все создавалось на коленке. С точки зрения веры человека в себя произошло несколько квантовых скачков, а выход Леонова в космос — венец всего. Его подвиг обеспечили сотни людей. Леонов рассказал историю о том, как в детстве его называли Ленька Мясорубка, потому что только ему доверяли крутить мясорубку. Для меня путь деревенского мальчика, спавшего под кроватью, босиком и наверняка в драных штанишках бежавшего за машиной, увозившей раскулаченного отца, а через 30 лет вышедшего в космос, — самое главное. Мы живем на земле, и существует некий горизонт, часто мешающий заглянуть дальше. Но некоторые люди его поднимают».
Однажды в музее Циолковского в Калуге я стала свидетелем скандала. На презентации кинопроекта Юрия Кары о Сергее Королеве космонавт Александр Александров так эмоционально и бурно его раскритиковал, что будь режиссер рядом — могла бы завязаться драка. Услышав этот рассказ, Юрий Быков сказал: «Физически я готов защитить себя и картину. Приступая к работе, я посмотрел фильм «Укрощение огня» Храбровицкого о Королеве. Там сказано, что это не летопись, но мысли, чувства и поступки героев, уже преданные истории. Мне важно, чтобы взаимоотношения между людьми были правильными. Если я смещу на день или месяц события, чтобы завязать драматургический узел, то ничего страшного не произойдет. Если соблюдать хронологию, то придется делать 20‑серийный фильм. Сам полет займет у нас около 30–40 минут экранного времени».
Но полеты, увы, пройдут уже без Юрия Быкова. На космическую часть приглашен Дмитрий Киселев — режиссер монтажа «Ночного дозора» и «Дневного дозора», снявший также в тандеме с Александром Войтинским «Черную молнию». Так решили продюсеры Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов. «В начале сентября мы закончили съемки «земных» сцен, всего, что относилось к предполетной истории Леонова и Беляева. По хронометражу это две трети фильма. Получился хороший драматический материал, но теперь нам предстоят самые сложные в технологическом плане космические сцены, которые и делают «Время первых» зрелищным фильмом-катастрофой», — прокомментировал ситуацию Евгений Миронов. Тимур Бекмамбетов добавляет: «В процессе подготовки космических эпизодов мы с Юрой и Женей Мироновым пришли к обоюдному решению привлечь на космический блок другого режиссера, тяготеющего к экшн-фильмам. Им стал Дима Киселев, у которого богатый опыт работы в остросюжетном кино: от «Ночного дозора» до голливудского проекта «Особо опасен».
Слова Юрия Быкова о том, что никакой трагедии не произошло, а режиссер в продюсерском кино — только инструмент (не подошел один — поменяли), совсем не убеждают. Скорее это попытка не раздувать пожара. Останется ли его имя в титрах и будет ли он в дальнейшем сотрудничать с вышеназванными продюсерами — вопрос. Во всяком случае, он решил организовать собственную независимую кинокомпанию. Но вот как сложится в такой ситуации судьба «Времени первых»?
Помимо Евгения Миронова в картине снимаются Константин Хабенский, Владимир Ильин, Александра Урсуляк, Елена Панова и Артем Быстров. «Время первых» выйдет на экраны осенью 2016 года в формате 3D.