Когда-то и сам Борис Немцов приходил на «Артдокфест» - запросто, без телехранителей. К нему можно было подойти, что-то спросить. Вот пожилые жительницы Ярославля, где он баллотировался в депутаты, в фильме Зоси Родкевич и удивляются, почему он без охраны. А Немцов смеется над тем, что с ним что-то может случиться. Кажется, ничего такого не может произойти.
Мы увидели не законченный фильм, а рабочую версию. Сняла ее совсем молодой режиссер, ученица Марины Разбежкиной Зося Родкевич. Ее было не узнать в день премьеры: без привычных дредов, с короткой стрижкой, волосы цвета зеленки, смешной рюкзачок за плечами. Она познакомилась с Борисом Немцовым, когда ей было 22 года. Героя не выбирала, получила задание, которое надо было выполнить. Тогда Немцов ей казался пожилым, самодовольным и буржуазным. А потом они подружились. В самом начале фильма Немцов интересуется, сколько Зосе лет, вспоминает, как стал нижегородским губернатором в 31 год. Они стоят на вокзале и он зовет ее в свое купе: «Зось, приходи ко мне. Все будет хорошо». Зося остается с ним, снимает лежащим на полке вагона, спящим. Они выясняют, что родились в один день – 9 октября, а с ними и Джон Леннон. Все это очень смешно. Вообще смех не смолкал на протяжении всей картины, потому что Немцов все время шутил и был таким колоритным, легким в общении человеком. И все время спрашивал: «Ты снимаешь что ли?». И так три года Зося ходила за ним с камерой. В Ростове Великом они поднялись на колокольню, и Немцов сказал: «Хочу быть звонарем. Всю Россию разбужу». А потом - «Я хочу, чтобы мои дети не хотели из Россия уезжать». Камера насмешливо фиксирует детали. Вот сидит Немцов, закинув ногу на ногу, а бирку с носка не снял. Ест персик на глазах у избирателей, а они удивляются, что он - свой, простой, и почему в 53 выглядит на 48. Часто спрашивают: «Немцов что ли?». Немцов купается в проруби, с удовольствием демонстрирует свое тело, совсем непохожее на тело 50-летнего человека, пускает в дом, рассказывает о четверых детях от трех женщин. Гордится, что все они носят его фамилию. «У оппозиционера не должно быть много имущества. За имущество можно прижать…, - говорит Немцов. - Я люблю женщин и ничего с этим поделать не могу». Он постоянно вступает в диалог со своими потенциальными избирателями, а те говорят в лоб все, что думают – про власть и самого Немцова: «Хватит болотить нашу страну. Зачем тянете ее в болото?».
Борис Немцов был убит 27 февраля почти у стен Кремля. Но в фильме речь не о том, кто виноват, а о том, каким живым и веселым человеком он был. Зося Родкевич поблагодарит зрителей: «Спасибо, что вы смеялись. Для меня важно было прочувствовать что-то вместе с вами за 70 эти минут».
Еще одна премьера «Артдокфеста» - документально-художественный фильм «В поисках Бабеля» американского режиссера Дэвида Новака, чей дед был композитором Бродской синагоги в Одесса. Героем фильма стали не только писатель Исаак Бабель, но и его внук Андрей Малаев-Бабель, также живущий в США, возглавляющий там актерскую кафедру в одном из университетов Флориды. В этом году исполнилось 75 лет со дня казни его деда. И авторы фильма отправились в места, где он жил и был убит – на Украина последние новости, во Франция и Россию. Побывали в Переделкине - хотелось постоять на том месте, где деда арестовали. Но из-за высоченного забора вышел амбал, натянувший на лицо капюшон, только что не избил Андрея. Спрашивается, за что? За то, что интеллигентно попросился на чужую богатую территорию? Андрей прочувствовал все то, что на том же месте случилось когда-то с его дедом в момент ареста, всю степень унижения и боли. Ничего в России не меняется. «Я родился спустя 20 лет после расстрела моего деда, - рассказывает «МК» Андрей Малаев-Бабель, - Моя бабушка – Антонина Пирожкова - была инженером конструктором, создавала станции московского метро - Павелецкая, Киевская, Площадь Революции, Маяковская. Уже в 1954 году добилась реабилитации мужа. Бабушка говорила о моем деде: «Сердце его кровоточило». Почему ее тоже не убили? Может быть, защитил Каганович, отвечавший за метро. Кроме того, бабушка отвечала за строительство стратегически важных объектов на Кавказе во время войны. В разговорах о писателях, мы привыкли что-то праздновать. А по поводу Бабеля трудно это сделать. О нем много вымыслов. Какие-то вещи он сам выдумывал, потому что надо было выживать. А потом НКВД распространяло свои байки, чтобы оправдать содеянное». На экране появляется вдова Бабеля Антонина Пирожкова. Она прожила 101 год и умерла в 2010 году. Дэвиду Новаку удалось ее снять еще в 2000 году, когда он и не помышлял о фильме. Во время ареста Бабеля было изъято 24 папки с рукописями, письмами, дневниками. Весь личный архив не был опубликован и исчез. Известно, что ушел он наверх, не остался в НКВД. Бабеля расстреляли в 1940 году. На расстрельном документе стоит подпись Сталина. Впервые съемочной группе, да еще американской, открыли доступ в архивы ФСБ. Андрей Бабель держал в руках папку своего деда. Но дело до конца не рассекречено. Авторы фильма попытались исследовать закрытые страницы биографии выдающегося писателя и что-то новое всем нам открыли в жизни современной России, сами того не ведая.