Pussy Riot не поступили к Серебренникову из-за стеснительности

«Пусси Райот»: выступление и наказание

На фестивале авторского кино «Артдокфест», проходящем в Москва, показали полуторачасовой фильм «Выступление и наказание» о группе «Пусси Райот». Кинорежиссер Евгений Митта снял его спустя три года после панк-молебна в храме Христа Спасителя и после освобождения его участниц.

«Пусси Райот»: выступление  и наказание

Так уж получилось, что гендерный вопрос российской политики стал в тот день основополагающим. В своем киноисследовании Евгений Митта спокойно и без крайностей рассматривает художественную практику акционизма. Он взял комментарии у Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич совсем недавно. Это совсем не те девушки, которых лично я видела в Берлин на акции «Кино ради мира», где они походили на разукрашенных манекенщиц или актрис, красовавшихся перед камерами, не слушавших других участников акции. И тогда подумалось о том, что им многое дано, самое время сделать что-то полезное, а они упиваются своим взлетом. У Митты они прекрасны и умны. Потом его обвинят в героизации «Пусси Райот». Сам Митта уже во время дискуссии, состоявшейся после показа, говорил о том, что мы должны оценивать свое прошлое. Не может быть такого: погибло 50 миллионов в стране, а никакого осмысления на этот счет нет: «Это та боль, которую нужно пережить, дать ей внятную оценку, чтобы двигаться дальше. Нельзя делать из насилия культ, надо находить консенсус. Бог — это любовь, а не ненависть к ближнему».

Помимо самих участниц «Пусси Райот» произошедшее с ними комментируют искусствоведы, художники, вплоть до Олега Кулика. Они выполняют роль свидетелей, которым не дали возможности выступить в суде. История «Пусси Райот» рассматривается как продолжение традиции юродивых на Руси, резавших государю-батюшке правду-матку в глаза. А в самом облике группы Митта и его герои просматривают преемственность супрематических образов Казимира Малевича. Достаточно посмотреть на его «Жнецов», чтобы уловить сходство с балаклавами, которые носили участницы панк-молебна. Их деятельность, как и акции группы «Война», рассматривается как провокация, позволяющая сорвать маски и изречь истину, а вовсе не как хулиганство по религиозным мотивам, которое «Пусси Райот» инкриминировали в суде. А начиналось все во время смелых акций в метро, когда в вагонах накрывались столы. Надежда Толоконникова вспоминает, как в момент задержания рассказывала стражам правопорядка всякие небылицы о том, что не удалось поступить на курс Кирилла Серебренникова. Как он им сказал, что не может принять таких стеснительных. Вот они и практикуются, чтобы на следующий год поступить к нему. Конечно, это обман чистой воды.

В вечерней программе «Артдокфеста» с картиной «Выступление и наказание» соседствовала «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой, о 25-летней девушке Даше, вышедшей на Болотную площадь, а потом принявшей участие в выборах и ставшей муниципальным депутатом района Братеево. Она не состоит ни в одной партии. Это позиция. Ее избирательный фонд составил 15 тысяч рублей, пожертвованных мамой. С тех пор политическая карьера пошла вверх.

После показа состоялось обсуждение сразу двух картин, в котором принимали участие кинематографисты, феминистки, муниципальные депутаты. Даже Михаил Ефремов пришел поддержать друга детства Евгения Митту. Всякий раз поражает на таких собраниях потребность людей в высказывании. Кто-то обвинял Юлию Киселеву в том, что она показала свою героиню глупой. Но президент «Артдокфеста» Виталий Манский возразил: очень даже она умная, быстро поняла что к чему и оказалась в тренде. Тут же на сцену неожиданно вышла Даша. Никто не догадывался, что она присутствует в зале. Красивой, нарядной барышне, какой она была в тот вечер, конечно, хотелось, как и всякому человеку, выглядеть на экране лучше, чем она есть на самом деле. Но документальное кино на то и документальное, чтобы честно фиксировать все как есть, без прикрас. Даше ни за что не стыдно в этой картине: «Тем и хорошо это кино, что оно вызывает разнообразную реакцию». Ее расспрашивали о политических взглядах, провоцировали — уважительно, неагрессивно. И она спокойно ответила: «Я не выступаю против турецкой продукции, но за уничтожение боевых точек ИГИЛ». Собравшиеся решили, что ждет ее карьерный рост: , кресло министра культуры, а потом… тюрьма. Спросили, как относится к «Пусси Райот». Даша честно ответила: «Я не поддерживаю идеологию «Пусси Райот», как и феминизма, но уважаю их за то, что они готовы отвечать за свои поступки. Я к ним нейтрально отношусь. Но под конец фильма их канонизировали. Мне это не понравилось». И вовсе не феминистки обеспечили ей «теплое место», как было кем-то сказано. «Я его сама завоевала. Я понимала, что иду на либеральную площадку, и не ожидала услышать позитивных отзывов. Либералы видят только свою свободу», — сказала «самовыдвиженка». Сегодня она по-прежнему муниципальный депутат, работает на общественных началах, помогает по дому маме. Мечтала о большой политике и вошла в нее. «Я разочаровалась в людях, с которыми была на Болотной. Почти все они живут за границей и поливают грязью нашу страну. Я люблю свою страну. Но против узурпации власти одной партией» — вот такая у нас политическая элита в лице хрупкой девушки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26986 от 11 декабря 2015

Заголовок в газете: «Пусси Райот»: выступление и наказание

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру