«Он любил людей». Об Эльдаре Рязанове вспоминают известные актеры

9 дней назад ушел из жизни самый народный режиссер страны Эльдар Рязанов. Актеры, которых судьба свела с этим выдающимся человеком, вспоминают о нем в «МК».

«Он любил людей». Об Эльдаре Рязанове вспоминают известные актеры

Светлана КАРПИНСКАЯ: «Даже в бане меня узнавали: «Ой, вы «девушка без адреса»!»

В 1957 году Эльдар Рязанов снял музыкальную комедию «Девушка без адреса», где 19-летняя Светлана Карпинская сыграла Катю Иванову и прославилась на весь Советский Союз. Училась она тогда на филфаке Ленинградского университета, мечтала о журналистике, но после фильма попала сразу на второй курс театрального института, снималась в кино. Но именно фильм Рязанова стал визитной карточкой актрисы.

— Судьба иногда подбрасывает замечательные подарки. Фильму «Девушка без адреса» столько лет, но он жив, его часто показывают по телевидению. Наверное, еще и мои правнуки будут его смотреть. Я прихожу в магазин и слышу: «Ой, вы «девушка без адреса»?» Отвечаю: «Спасибо. У меня уже двое внуков». Или говорят: «Я узнал вас по голосу», «Вы мало изменились». На фестивале в Благовещенске ко мне подошла женщина и тихо так сказала: «Можно, я к легенде прикоснусь?» И дотронулась до моего пальто. Так трогательно! Я была потрясена. А потом мы были в Харбине. В Китай тоже узнают!

Как я попала к Рязанову? Ассистент режиссера увидела меня в фильме «Поддубенские частушки» — это снятый на «Ленфильме» спектакль нашей театральной студии — и пригласила на пробы на «Мосфильм». Меня сразу взяли на роль Кати Ивановой. Самое поразительное, что этот фильм не кажется сегодня старомодным. Как старое вино, которое с годами становится только лучше. «Девушка без адреса» — легкая и прозрачно снятая история любви. Эльдар Рязанов писал в своих книжках, что не любит этот фильм, считает его неудачным. Может быть, я ему не понравилась? Но там играли Филиппов, Рыбников, Гарин, Зоя Федорова, Рина Зеленая и другие прелестные актеры. После выхода фильма мне писали столько писем! На конвертах просто указывали: «Москва, «Мосфильм», Кате Ивановой». Я тогда жила в коммунальной квартире на Васильевском острове с мамой и папой. В ванну нельзя было пробиться! Я ходила в баню. И даже там меня узнавали: «Ой, вы «девушка без адреса»!» Один мосфильмовский начальник сказал мне тогда: «Вы талантливы, переезжайте с родителями в Москву, мы дадим вам квартиру, будем писать сценарии для вас». А все благодаря Рязанову.

Сергей МИГИЦКО: «Эльдар Александрович устроил мне разнос, причем публичный»

В 2006 году Эльдар Рязанов снял фильм о великом сказочнике «Андерсен. Жизнь без любви». Главную роль — Ханса Кристиана Андерсена в зрелом возрасте — сыграл Сергей Мигицко.

— Мы встретились на торжестве у нашего общего товарища, — вспоминает Сергей Мигицко. — Эльдар Александрович сказал мне, что приступает к работе над картиной «Андерсен». «Роль Андерсена, к сожалению, предложить вам не могу, поскольку у меня уже есть видение этого образа, но имеется небольшая, зато яркая роль», — сказал он. Мне вскоре прислали сценарий, мастерски написанный в две руки Ираклием Квирикадзе и самим Эльдаром Александровичем. Когда я приехал фотографироваться в гриме моего персонажа — Мельхиора, еврея, одного из друзей Андерсена, пострадавшего во время погромов, — все вдруг увидели, что Мигицко-то похож на изображение великого сказочника на портретах, гравюрах. И началась новая страница в моей жизни: примерки, наброски, гримы, бесконечные пробы. К началу фильма я прошел огонь, воду и медные трубы. Эльдар Александрович хотел быть абсолютно уверенным в безукоризненном выборе артистов. Пробы у него такие подробные! Я на них ездил из Петербурга уже как на съемки. «Сегодня пробуем сцену такую», — говорил Рязанов, а потом мастерски разыграл меня. Когда он уже утвердил меня на Андерсена и мы ждали начала съемок, кто-то позвонил мне (а это он хитро изменил голос), представился каким-то режиссером и стал приглашать сняться в какой-то картине тоже на «Мосфильме» и в это же время, начал сулить гонорары. «К большому сожалению, не могу, — ответил я, — поскольку дал согласие Эльдару Рязанову». «Да бросьте! Разве это режиссер? Снимитесь у меня», — продолжал собеседник. Очень грамотно он меня разыграл. Я кричал от злости и восторга, что не узнал его. А было это накануне 1 апреля. Первую половину фильма снимали в Петербурге. Мы должны были поехать в Данию, но, видимо, просчитав дебет с кредитом, продюсер пришел в ужас. Дания — страна дорогая, нас — огромное количество. Поэтому решили снимать Копенгаген в Петербурге — в Юсуповском дворце, Инженерном замке, Екатерининском дворце в Пушкине. Снимали в Кронштадте и Гатчине. Не думаю, что в датских музеях нас встречали бы с плакатами «Добро пожаловать!».

Эльдар Александрович прибыл в Петербург, взял мое театральное расписание, свое киношное и быстро-быстро (я еще не видел, чтобы кто-то так быстро писал!) составил мне график на месяц. Этот интересный документ лежит у меня дома, его можно публиковать за гонорар! Там все расписано до минут: когда Мигицко спит, встает, завтракает, снимается в кино, репетирует в театре, играет спектакль, репетирует танец с Васильевым в Вагановском училище... Рязанов поставил задачу — обучить нас танцу — не кому-то, а самому Владимиру Васильеву! Высший класс. Рязанова окружали профессионалы с большой буквы, настоящие таланты, любимые им. Месяц Васильев нас дрессировал, а когда уезжал, давал задание балетмейстеру Косте Заклинскому, выдающемуся танцовщику в прошлом. Мне предстояло проехать в кадре на лошади в роли короля Дании. Честно скажу, я не легкомысленно отнесся к этому эпизоду, но совсем не было времени пойти в конноспортивную школу. И, как назло, самая первая съемка — выезд короля. Так я впервые в жизни сел на лошадь. Конечно, сел как мешок с гвоздями, а лошадь оказалась не самой спокойной, норовистой. Трясся я на ней ужасно. Эльдар Александрович устроил мне разнос, причем публичный, в микрофон, в присутствии огромного количества людей. Монолог минут на 15. После такого в театре обычно аплодируют. Мне было очень стыдно. Разнося артиста, Эльдар Александрович меньше всего думал о званиях, титулах. Наверное, он был прав. Хотя я не ожидал. Тем более, по телефону мне сказали, что скакать на лошади не надо, надо только слезть с нее... Приехав в Питер, я пошел на учебу в конноспортивную школу. Еще Рязанов требовал, чтобы я научился безукоризненно кататься на коньках. Слава богу, у меня есть друзья в мире фигурного катания. Они и помогли — занимались со мной, как с ребенком.

Эльдар Александрович обладал тонким чувством юмора. У него бывали разные точки накала. Он злился, гневался, взрывался, но быстро отходил, становился сентиментальным. Любил, когда артист фантазирует. Сначала я об этом не знал и как собака смотрел ему в глаза. Но потом прочитал в его взгляде: «Хватит смотреть, включай свою фантазию!» и стал смелее, начал сочинять. А он уже смотрел, отбирал, оживлял...

Сергей ПУСКЕПАЛИС: «Спасибо за то, что вы были!»

— Сам факт нашего недолгого знакомства с Эльдаром Рязановым — большая человеческая удача для меня. Я пришел на творческий вечер Сергея Урсуляка в качестве гостя в киноклуб «Эльдар», зашел в кафе. Меня пронзило с ног до головы — там сидел Эльдар Александрович. До этого мы лично не встречались. Он посмотрел «Жизнь и судьбу», поблагодарил за эту работу. Я был счастлив, но сильно волновался, внутри все подпрыгивало. Но Эльдару Александровичу удалось за 15 минут меня успокоить, навести мосты в общении. Это удивительное его качество — расположить, снять пену пиетета перед ним. Мы с огромным удовольствием пообщались, но я все не мог поверить, что сижу рядом с легендой, человеком такого масштаба. Потом у него родилась идея моего творческого вечера, и он позвонил. Мы тогда снимали в морге. Раздается звонок, в трубке — голос Рязанова: «Говорит ваш поклонник Рязанов. Помните такого? Давай-ка устроим тебе творческий вечер». Я ошалел от самого звонка, но долго сопротивлялся. Даты у меня никакой не было. Да и вообще, стесняюсь такого рода мероприятий. Но Рязанов настоял: «Неужели ты мне откажешь?» Мы что-то сделали общими усилиями. Но на самой встрече Эльдара Александровича уже не было. Он неважно себя чувствовал, но очень всем интересовался.

Свою первую картину «Клинч» я решил передать Рязанову. Мне было важно услышать его мнение. В свое время он ведь снял «Дорогую Елену Сергеевну», и тоже о школе. Мой фильм он не досмотрел, потому что это жесткая история. Он передал мне следующее: «С виду Пускепалис — добродушный человек. Но какие же у него черти в голове!» Я с юмором к этому отнесся.

Посмотрев фильм, можно сразу понять, что за человек его снимал. Рязанов умел отстоять свою позицию — аргументированно, четко, не на одних эмоциях. Мы иногда только пылим, а он был доказателен. Главное качество Рязанова заключается в том, что он людей любил и снимал про свою любовь к ним. Он уникальная личность, пробившаяся к нам со своим ощущением жизни. А какая у него была замечательная программа на телевидении — «Кинопанорама». Он умел собирать вокруг себя людей. Творцы немного ревностно относятся друг к другу. А Рязанов испытывал самые теплые чувства к коллегам. Отсутствие нехорошей зависти — замечательная его черта. Могу в этом смысле сравнить его со своим учителем Петром Наумовичем Фоменко, который, правда, был жестче в оценках. Эльдара Рязанова больше нет на земле, а какая светлая память о нем осталась! Спасибо вам, Эльдар Александрович, за то, что вы были!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26983 от 8 декабря 2015

Заголовок в газете: «Он любил людей»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру