Из трех залов получилась целая галерея инскриптов – так по-научному зовутся подписи. Первый отвели писателям ХIХ века, второй – Серебряного века, а последний – 1930-2000-х годов. Некоторые автографы строгие и лаконичные, как у Достоевского на обложке «Бесов». Другие – эмоциональные и содержательные в основном у акмеистов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Большинство сопровождаются затейливыми рисунками. Вот – грустный автопортрет Иосифа Бродского в его сборнике «Конец прекрасной эпохи». Кстати, всмотритесь в почерк: будь то знаменитые летящие строки Александра Блока или каллиграфические инскрипты Толстого. По манере письма нетрудно определить характер и настроение авторов. Заметно как на двух подписях Андрея Вознесенского с разницей в 20 лет абсолютно разный почерк...
А какие адресаты посланий! Афанасий Фет отшутился в подписи сборника «Вечерние огни», назвав Владимира Соловьева «поводырем моей слепой музы». Неслучайно. Философ неоднократно консультировал поэта по части литературоведения. А Лев Толстой четвертый том собрания своих сочинений адресовал «Николаю Николаевичу Страхову в знак дружбы от Автора». У Антона Чехова часто встречается подпись «на добрую память от автора», у Бориса Пастернака – «на счастье держателю», а у Анны Ахматовой - «с приветом ласковым».
– Михаил Вадимович, откуда все эти автографы? – спрашиваю у Сеславинского.
– Они собраны из 30 собраний не только московских, но и петербуржских, воронежских, нижегородских библиофилов. Многие показаны впервые. Все 580 автографов 220 авторов представлены в двухтомном альбоме, который выпустили специально для выставки, причем частные коллекционеры призвали музейных работников по-новому взглянуть на подписи и рукописные тексты. Автографы иногда выглядят совершенно заурядно, а бывают и шедевры. Например, подписи Иосифа Бродского нередко сопровождаются его интересными изображениями. Автографы Аркадия Аверченко, как правило, представляют из себя забавные юмористические тексты.
– Какие экспонаты представляют особую ценность?
– Безусловно, это искрипты Алексея Ремизова. Они признаны мировыми шедеврами как графические произведения с фирменным витиеватым почерком, стилизованным под старославянскую вязь. Более того, он часто украшал их прекрасными рисунками и коллажами. Но каждый найдет для себя что-то важное, исходя из предпочтений. Любители советской литературы посмеются над курьезными автографами Виктора Некрасова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
– А вам какая эпоха ближе?
– Серебряный век. Вспоминаю сразу свою юность, когда в Горьком ходил в областную библиотеку переписывать в тетрадочку стихи Ахматовой, Пастернака, Белого и Черного. Именно тогда сформировался мой поэтический вкус.