После «Человека ниоткуда» наши пути с Эльдаром больше не пересекались. Нам мешали запреты, как это было с фильмом «Гусарская баллада», где я уже был утвержден на роль, которую в итоге сыграл Юрий Яковлев, а потом запрещен к утверждению. Последняя наша творческая встреча с Эльдаром связана с фильмом «Сирано де Бержерак». Были занятные пробы, от которых остались только фотографии. Он многих актеров и Евгения Евтушенко пробовал. Я видел его фотопробы. Но не состоялся сам фильм по разным причинам. А встречи с Эльдаром стали редкими, скорее телефонными, или же это были приглашения на многолюдные торжества. Я на них иногда ходил, но потом перестал, потому что я — не человек многолюдства. Но видел его путь, видел как человека, который открыл лицо. Одно дело — режиссер, указанный в титрах, создающий фильм, но скрытый от зрителя, а другое — когда он открывается, как Эльдар. Он вел «Кинопанораму», занимался публичной деятельностью, где опять же достиг колоссальных высот своей решительностью, определенностью и несомненным обаянием. Он стал реально любимым миллионами людей. И сегодняшний день для них — с траурной каймой. Эльдара Рязанова знают, любят, ему благодарны. Имея массу личных, отдельных посланий к этому человеку, теперь уже на тот свет, хотя еще не прошло сорок дней и Эльдар пока еще с нами, посланий благодарности, я присоединяюсь к множеству людей, которые просто говорили: «Наш Эльдар».
Сергей Юрский: «Для миллионов людей этот день с траурной каймой»
Звезды кино вспоминают легендарного режиссера
— Я буду говорить о личном. Сегодня мои переживания, связанные с Эльдаром Александровичем, словно бы повторяются. Я — свидетель его длинной биографии. Биографии внешне абсолютно победной, а в реальности — весьма трудной. Ему все время приходилось что-то преодолевать, проявляя решительность, смелость, упрямство, начиная с тех времен, когда он делал «Карнавальную ночь». Уже после первого фильма Эльдар стал очень заметным и открыл дорогу многим людям, прежде всего Люсе Гурченко. Вторым его фильмом был «Человек ниоткуда», в котором я снимался. И опять это было преодоление. Он рисковал, когда ему закрыли картину в связи с тем, что Игорь Ильинский посчитал неправильным сниматься в главной роли. Он считал, что это должен быть человек молодой, иначе весь замысел разваливается. Эльдар с ним согласился. Но взять на эту роль артиста, который был фактически студентом и только начинал свой путь, понять, что именно он будет играть, и дальше за это бороться — тоже смелость. Собрать группу людей, которые определили этот фильм, а в дальнейшем стали выдающимися киноактерами — тоже прозорливость. Прежде всего это Анатолий Папанов, который играл отрицательные роли, а потом оказался многогранным артистом, одной из самых крупных фигур нашего кино и театра. А многое начиналось у Рязанова. Юрий Яковлев, с которым Эльдар продолжил и потом творческие встречи. И так было дальше и дальше. И мой друг Олег Басилашвили, и моя подруга Ия Саввина, которые в разных фильмах оказывались рязановскими актерами, вошли в его труппу. Это было каждый раз открытие пути.