— Такой масштаб личности, что не знаешь — о чем говорить, о чем тут спрашивать...
— Рязанов пришел в кинематограф тогда, когда люди учились жить, не боясь. Все его фильмы, начиная с «Карнавальной ночи», как раз говорили именно об этом — жить надо бесстрашно! И это основное в его веселых, остроумных, замечательно кинематографичных картинах. У него был замечательный период работы с Эмилем Брагинским, — не вспомнить Эмиля было бы неправильно, потому что Эмиль обладал чудесно тонким, проницательным, грустноватым талантом, который удивительно сочетался с такой жизненной мощью Рязанова. Рязанов, если угодно, был брутальным, и их соединение стало просто поразительным.
— В чем главная мысль рязановских фильмов?
— В том, что люди не должны изменять себе. Как бы они себя ни ломали, как бы их жизнь ни ломала, либо люди будут окончательно разрушены, либо придут к истинному пониманию собственной судьбы. И это делалось Рязановым совершенно ненавязчиво, внешне легко и иронично. Возьмите ту же «Иронию судьбы»: основная мысль — от себя уйти нельзя.
— Даже если это вопреки общественной морали?
— Да вопреки всему! Герои в «Небесах обетованных» даже уходят на дно, на обочину жизни, только бы сохранить себя. И все равно их жизнь догоняет, пытается изменить, но они остаются верными себе. Поэтому Рязанов был не просто человеком, который смешил публику. Он внушил веру в жизнь, веру в то, что если ты живешь, не изменяя себе, то ты будешь благословлен этой жизнью.
— А как он открывал артистов!
— Это еще один невероятный дар... Гурченко он когда-то открыл и сохранил к ней привязанность даже в тяжелые для нее годы. Его фильмы, с одной стороны, были на острие социальных проблем, с другой — оказывались частными случаями из жизни. Он умел из анекдота («Берегись автомобиля») извлечь эффекта монументальной картины. Он был человеком великого дарования и жизненной силы. Что ж, Господь так распоряжается, что даже такие уходят...
Участвуйте в онлайн-опросе на тему "Какой фильм Эльдара Рязанова вы любите больше всего?"