Зрелищный спектакль собран словно по кусочкам из разных жанров. За два часа - краткий экскурс в историю театра. Начинается всё музыкальной картиной "Море" оркестра радио "Орфей". Далее сцены из знаковых для театра постановок: "Золушка", "Наполеон Бонапарт", "Корсар"… Дуэт из мюзикла "Призрак оперы". Номера летят… Смотришь их, динамичные и эффектные, залпом, не успевая соскучиться. Особого внимания заслуживает знаменитый «Танец часов» – премьера с затейливыми фокусами – в хореографии Мариуса Петипа из оперы "Джоконда". Во время танца "Духи сцены забавляются" артисты-гоблины выезжают на моноколесах, в руках держат картонных балерин и начинают кружиться с ними, как будто с живыми - юмористическая феерия никого не оставила равнодушными. А когда доходят до "Лебединого озера" и "Фигаро" зал захлебывается от аплодисментов.
Выступали и артисты Большого театра и "Геликон-Оперы". Щедрый подарок для зрителей - возможность увидеть "Полет шмеля" и услышать "Застольную" из оперы "Травиата". Под занавес - танец "Саботьер" из балета "Тщетная предосторожность» с малышами-учениками Московской академии хореографии. На фоне всех выступлений плавно меняются изображения проекций: под давний балет худрука театра Андрея Петрова"Эскизы" удачно подобрали полотна Яна Вермеера, под "Духи сцены забавляются" - "Танец" Анри Матисса, А "Саботьеры" – иллюстрировались изящными "Голубыми танцовщицами" Эдгара Дега.
После торжества "МК" пообщался с художественным руководителем и главным балетмейстером «Кремлевского балета» Андреем Петровым.
– Отмечаете 25-летие, а сезон у вас ведь 26-й, если не ошибаюсь?
– Так обычно и получается. Мы же работаем с сентября 1990 года. Тогда в августе как раз провели кастинг и в первых числах сентября собрались. А 4-го ноября у нас был первый спектакль «Макбет» Владимира Васильева.
– Давайте вернемся в то время. Вспомните, как это все начиналось? Вы тогда были заведующим балетной труппой Большого театра?
– Это было несколько раньше. В то время я уже не был заведующим, а был назначен балетмейстером по Кремлевскому дворцу, потому что это была вторая площадка Большого театра. Филиал. С Большим театром я успел в Кремле сделать несколько, таких же как сегодня, гала-вечеров. По-моему, два вечера. Тогда еще Союз существовал, и мы привлекли к ним союзных звезд. Успел еще поставить танцы в опере «Риголетто». В этот-то момент Большой театр и разошелся с Кремлевским дворцом.
– Почему?
– Они отказались от этого здания, поскольку им должны были отдать их старый филиал, который сейчас занимает театр оперетты. Но так и не отдали. Они об этом тогда еще не знали и посчитали, что эта площадка им уже не нужна. А я остался здесь при разделении. Вся труппа, естественно, ушла в Большой театр, а я остался здесь балетмейстером.
– Тогда вы долгое время совмещали обязанности худрука и директора Кремлевского Дворца…
– Это случайно получилось! Там были и другие кандидатуры, но почему-то выбрали меня. Не знаю, по какой причине! Может, оттого что хотели творческого человека назначить. Я не хотел и сразу сказал: «Давайте на год». А в результате вышло 8 лет!
– Правда, что фактически за счет балета первое время Кремлевский Дворец и выживал?
– Да, так и было. Ведь его никто не принимал… СССР перестало существовать, перевели в Минкульт РСФСР, а там сказали: «Нам этот Дворец не нужен». Перевели в Верховный Совет СССР, которого тоже вскоре не стало. Позже создали Управление делами президента, к которому мы и относимся сейчас.
– То есть все решения по каким-то кадровым перестановкам, назначениям в Кремлевском балете не Министерство культуры принимает?
– Абсолютно. Администрация президента. Управление делами…
– В значительной степени ваш театр был авторским театром, потому что вы создавали для него оригинальные балеты. Как вы видите это направление в дальнейшем?
– Во-первых, надо сказать, что не только я создавал репертуар для нашего театра. По три балета поставили Васильев и Григорович. Я приглашал и Эйфмана. Он тоже очень хотел поставить, но не получилось по административным причинам: слишком большую сумму запросил художник. Не исключаю, что мы еще вернемся к такому проекту. И вообще, если появятся какие-то интересные работы хореографов внутри страны – я с удовольствием перенесу их спектакли в Кремль. Все-таки я считаю, что мы должны в основном ориентироваться на российских хореографов. Потому что сейчас сильный перекос в западную сторону. Ведь мы по хореографам вернулись в 18 век, когда в Петербург приглашали только иностранцев. Тогда русским преграждали дорогу. А я считаю, что потенциал российских хореографов нужно поднимать.
– У вас есть какие-то планы новых постановок?
– Конечно. Я всегда имею в запасе 3-4 балета которые задуманы, проработаны.Сейчас работаем над балетом Петипа «Баядерка». Причем очень активно… И я надеюсь, что 22-го и 28 января, когда намечена премьера – она состоится. Редакция за основу взята Мариинского театра - классическая, питерская… Андрис Лиепа, который и делает эту постановку, пригласил очень интересного художника – Вячеслава Окунева, и он сделал замечательные на мой взгляд декорации и костюмы… Мне кажется, что постановщики отлично понимают традицию этого спектакля, в то же время внося какие-то элементы нового. Но в целом должен получиться абсолютно классический спектакль.
Отмечая юбилей, принято подводить итоги, что и сделал Владимир Путин. Ну и пусть, что только в послании, а не при личном визите. Всё равно приятно. Президент отметил, что театр «Кремлевский балет» — это высочайшая и бережно хранимая культура классического танца, труппа с неповторимым творческим лицом и самобытным художественным почерком. Пожелал не сдавать позиций и впредь радовать блестящими выступлениями.