...Первой приехала бесподобная Евгения Симонова: есть минутка-другая — почему бы не пробежать с экскурсией по «МК»? «А вы не забыли Елену Шанину? — сразу интересуется Евгения. — А то как-то неудобно…»
Вот оно, неподдельное актерское братство. Дело в том, что Симонова играет «в очередь» с Шаниной (роль матери) в очень сильном спектакле «Война» (копродукции Чеховского и Эдинбургского фестивалей). Мы сразу же успокоили: Шанина получила награду 10 ноября — причем Елена, в свою очередь, также подарила отдельные аплодисменты Симоновой.
— Представьте, спектакль здесь все-таки будет — 18–19 февраля! — Симонова с удовольствием осматривает тайные эмкашные закоулочки — зал журналистов, верстку…
— Сюда после пяти лучше не заходить — клетка с тиграми: начинается скоростная верстка, новости сыплются, одни тексты снимаются, другие ставятся…
— С крокодилами! — кричат верстальщики. — Клетка с крокодилами!
…Роли Симоновой сегодня настолько ярки и непредсказуемы, что порою удивляешься, как такая естественная актерская многогранность помещалась в хрупком, всеми любимом образе принцессы из «Обыкновенного чуда».
— В одном интервью вы сказали, что избегаете вот этого клише лирической героини, — и вдруг такой мощный спектакль «Война», в котором без лирики тоже не обошлось... Без лирики вам никуда?
— Видимо, да. Видимо, мне уже от этого не отделаться, — улыбается Евгения. — Нет, специальной задачи — не быть лиричной — себе не ставила, но понимала, что мне нельзя надолго задерживаться в этом качестве. И последние драматические роли пришли не вдруг — это результат моей постоянной работы над собой.
— Когда Миндаугас Карбаускис только входил в Маяковку после череды безвременья и скандалов, тоже звучали слова скепсиса. Но сейчас можно сказать: с его приходом театр обрел настоящего худрука.
— Я думаю, да. Потому что театр зажил интересной жизнью, работает весь коллектив, а не какая-то группа артистов, близкая режиссеру по манере существования и образу мыслей. Такой мощной и разнообразной работы всей труппы я не помню за все годы своей работы. Причем уровень спектаклей очень высокий, и они все поставлены очень разными режиссерами...
— Карбаускис интуитивно находит очень правильную линию поведения, что редкость. Обычно как говорят? «Да мы уволим половину...»
— Нет, у него в кабинете с первых дней висели два «иконостаса» — фото всех актеров и актрис. И он все время думает: «вот она сыграла премьеру», «а вот здесь премьеры не было»… Я вспоминаю, что во времена Гончарова у той же Гундаревой премьера могла быть раз в три года. То же касается и Светланы Немоляевой с Александром Лазаревым. Всегда трудно при таком количестве хороших актеров занять всех. Но Карбаускис старается.
…Тут появляется вторая наша грация — успешный директор Театра им. Образцова Ирина Корчевникова — и немедленно включается в разговор:
— Мне жаль, что, говоря о худруках, из театров уходят индивидуальности, — с чувством закипает она. — У Карбаускиса — да, есть четко выраженная позиция.
Их спор неожиданно прерывает, собственно, начало церемонии: в парадном костюме входит рассылающая позитив Вера Васильева вместе с главным редактором «МК» Павлом Гусевым. Забегая заранее, скажу, что уже после вручения все девушки «МК», не веря никаким словам, залезали в Википедию: правда ли, что Васильевой 90 лет?! Поверить в это не мог никто. Ну, 70, ну, 75. Осанка, царственная грация и простота одновременно, острота взора и непомерное обаяние. И при этом — спектакли, спектакли и спектакли! Зависть — черная, белая, какая угодно! Великая женщина. Хотя через сколько всего прошла, начиная от военного детства и тушения на крышах Москва фашистских фугасов, — лучше не вспоминать.
— Это исключительный случай, — говорит Павел Николаевич, — что мы сегодня собираемся здесь ради столь очаровательных трех…
— Граций! Сестер! — кричат все наперебой.
— Обычно мы вручаем мэтрам, полумэтрам и начинающим, но сегодня здесь только мэтры, — продолжил главред. — Пусть премия не приносит прибыли, чтобы вот так вынуть из кармана пачку и дать, но вы получаете наши фирменные тарелки Ленинградского фарфорового завода (делаются раз в год), а главное — наши публикации о вас, которые читают потом миллионы любителей театра и гордятся тем, что такие люди живут в Россия.
К блюдам, кстати, прилагалась и бесплатная подписка на «МК».
— А у меня каждое утро начинается с «МК», — неожиданно заявляет Вера Кузьминична, — говорю это не потому, что мне вручают приз, но действительно выписываю вашу газету — замечательную, неангажированную, дающую возможность рассуждать, познавать, думать…
А вот Ирина Корчевникова в ответ неожиданно вручила идеологу премии «МК» Марине Райкиной очаровательного кукольного ослика, тянущего непомерную театральную ношу, — за то, что та всегда и во всем была первой: стояла у истоков конкурса актерской песни им. Миронова, а потом создала вместе с Терезой Дуровой удивительный фестиваль «Гаврош», впервые открыв совершенно неизвестную в России нишу беби-театра, сейчас становящегося необыкновенно модным. Кстати, театр Образцова нынче и в самом деле во многом задает тон, чутко улавливая и направляя в нужную сторону не всегда понятные на первый взгляд требования и тенденции времени.
…Напоследок наши три грации решили расписаться на стене. Вера Кузьминична заявила, что она в восторге от чудесной компании лауреатов: «Женечку Симонову я всегда любила и люблю, — улыбается Васильева, — она просто прелестна, и она для меня — вечно сказочная!» — «Ой, спасибо!» — отвечает Евгения.
— Еще хочу кое-что добавить, — продолжает Вера Кузьминична, — я с детства мечтала стать актрисой, хотя и выросла в простой, нетеатральной семье. Часто меня спрашивают: а как ваши родные отнеслись к Сталинской премии за работу 1948 года? Отвечаю: да никак, они ничего в этом не понимали. Так это осталось и до последнего времени. Заманиваю близких на свои спектакли, а мне говорят: да ну эти театры… Так что я в своей радости немножко одинока, но от этого моя радость ничуть не меньше. Слишком много радости сегодня, и за все это спасибо вам!