Театр мюзикла на Багратионовской необычен тем, что в своих новых свершениях он торит дорожку, тонко полагаясь на вкус своего худрука — Михаила Швыдкого, потому что ни на что иное полагаться не приходится — статистики ли, наработок нет, репертуарного «русского мюзикла» ранее просто не существовало. Открывая театр три года назад, команда Швыдкого откровенно рисковала — и место дислокации (ДК Горбунова) отнюдь не внутри Садового кольца, и актеров мюзикла — по пальцам тогда пересчитать, и материал для постановок — очень зыбкая тема, где легко ошибиться с акцентами, недокрутить, перестараться, перешутить, перепошлить.
Стали пробовать. Нарабатывать команду. Собирать коллекцию из актеров. Создавать оркестр. Сегодня, уже имея в обойме и «Золушку», и вполне себе кассовые «Времена не выбирают» с «Растратчиками» (увы, с ними придется попрощаться из-за занятости актеров в новых проектах), можно сказать, что театр состоялся — Театр мюзикла сегодня имеет свой флёр, обаяние, атмосферу, а это самое ценное. Плюс бесплатную стоянку, что по нынешним временам (которые не выбирают) для иных — на втором месте после качества спектакля. В театре Швыдкого — молодость и праздник, неподдельные чувства, вокруг которых всё и группируется. На этой сцене уже работали и работают и Раймонд Паулс, и Андрей Кончаловский, многие-многие-многие, включая ведущих западных специалистов.
— Михаил Ефимович, мы неоднократно писали о ближайшей премьере — «Преступления» на музыку Артемьева и в режиссуре Кончаловского, но сразу за ней последует «Принцесса цирка»... В каком жанре вы ее поставите?
— Это будет очень любопытное совмещение жанров, — говорит Швыдкой, — как известно, на протяжении ряда лет мы сотрудничали с канадским театром-цирком «Семь пальцев» (это очень успешный акробатический коллектив, имеющий самые разноплановые спектакли). Так вот их принципы «театрального цирка» нам очень близки: «Пальцы» не потрясают какими-то невероятными сценографическими решениями, но замечательны именно доверительными отношениями с публикой.
— Ребята настолько естественны и обаятельны, что кажется, будто они вышли из зрительного зала.
— Совершенно верно, они создают цирк из быта, из повседневности, что хорошо все увидели на последнем спектакле «Кухня». Вот на «Кухне»-то и родилась идея о сотрудничестве; были разные варианты возможных решений, но, в конце концов, мы остановились на оперетте «Принцесса цирка» — очень известной, много раз ставящейся в Россия, здесь же неоднократно переделанной на свой лад... Сам бог велел за нее взяться. Ведь цирк — это всегда нечто увлекающее, таинственное, манящее; в цирке как и в любви открываются самые возвышенные, самые сильные страсти. И идея автора, что цирк есть настоящая жизнь, в отличие от той, которой живут люди, безусловно, станет и нашей идеей.
— Уже известно, кто станет режиссером «Принцессы»?
— Конечно. Мы встречались (сначала летом, а затем — вот буквально недавно) как с руководителями цирка «Семь пальцев», так и с режиссером «Кухни» Себастьяном Солдевилья. Начали придумывать сюжет, определяться с творческим коллективом. Кстати, я очень благодарен генеральному продюсеру театра Давиду Смелянскому за то, что он открыл для нас коллектив "Семь пальцев", с которым его связывают дружеские и профессиональные отношения. Вообще Смелянского всегда отличали яркие постановочные идеи.
— Сама оперетта 1926 года, но вряд ли вам будет интересна аутентичная версия...
— Верно, «Принцессе» в новом сезоне исполнится уже девяносто; мы будем делать новую версию, но, вместе с тем, не уходить далеко от написанного Кальманом... И это станет не просто «мюзиклом с цирком», а само музыкальное действо тонко и уместно будет пронизано цирковыми номерами, — как именно и в какой степени — пока секрет, однако, Солдевилья уже начинает работу над проектом, к нему скоро присоединится и канадский художник по костюмам. С российской стороны сорежиссером выступит Марина Швыдкая, либретто — за Сергеем Плотовым, который так успешно показал себя на «Золушке». Плотов умеет работать с чужими фабулами, превращая их в свежие, оригинальные сочинения. Думаю, что «Принцессой» мы откроем сезон 2016-17 гг.
— А что с «Преступлением и наказанием»?
— Работа находится в предфинальной стадии, скоро начнем репетиции на сцене: театр отработает зимние школьные каникулы и закроется до середины марта, иначе никак не справиться. В Англии делаются реалистичные декорации, а российская компания отвечает за декорации визуальные, световые, — и все это сложным образом будет увязано между собой.
— Кончаловский доволен ходом?
— Пока всё идет по плану. Всегда есть какие-то проблемы, но мы справимся. А из самых ближайших свершений — наша маленькая премьера спектакля-концерта к столетию Эдит Пиаф и Фрэнка Синатра. Понятно, что эти имена давно являются частью русской, советской культурной жизни, и наше музыкальное посвящение вполне понятно...
— Я бы сказал, что среди множества проб и экспериментов, в вашем театре зародился новый жанр — тонкого и живого, полуимпровизационного концерта «по случаю», в котором на 80% занята блестящая молодая труппа ТМ плюс приглашенные звезды. Все остались в восторге после недавнего вечера памяти Гурченко (с выступлениями Кобзона, Ширвиндта etc.).
— Вы правы, это своеобразное ноу-хау, нам очень нравится этот формат концертов-приношений, и мы постараемся не забывать великие имена... один-два подобных концерта в год мы обязательно будем делать, но... после Пиаф/Синатра мы сосредоточимся на «Преступлении» и «Принцессе», и, боюсь, тут нам уже будет не до чего. Тем не менее, я не оставляю надежды поставить мюзикл об отношениях Марлен Дитрих и Ремарка, но — это наша следующая страница. Есть и еще невероятные предложения, но о них я расскажу в следующий раз.