— Дарбелле знаменит во всем мире, — консультирует «МК» основатель Трио им. Рахманинова Виктор Ямпольский, — один из самых востребованных, его приглашают во все знаковые оркестры на сольные партии. Кроме того, он — один из самых известных в мире специалистов по игре на натуральной валторне. НВ — это предшественник современный валторны, но еще без клапанов. Звуковысотность достигается с помощью регуляции воздушного столба силой звука, а также с помощью руки, засунутой в раструб. Для такой валторны писал Моцарт, например. Клапана появились значительно позже.
Справка «МК». Натуральная валторна (ручной рог) — необычный аэрофонный инструмент с богатыми звуковыми возможностями, зародившийся в Европе (по отдельным данным — в Богемии; и даже нередко «авторство» инструмента приписывается Антону Хампелю) где-то в XVIII веке. Особенность его в том, что музыкант не просто должен дуть в мундштук, но и регулировать тон путем помещения руки внутрь раструба (никаких иных клапанов, кнопок на натуральной валторне нет). НВ отличает «вкусное» глубокое, ни с чем не сравнимое, звучание.
— Так что Дарбелле умеет играть на двух типах валторн, что само по себе большая редкость. Он — один из ведущих в мире солистов.
— Человек, не посвященный в тайны музыки спросит, а насколько вообще валторна может быть сольным инструментом?
— Валторна — не столько сольный, сколько ансамблевый инструмент. Репертуар потрясающий: на концерте, в частности, прозвучат Адажио и Аллегро для валторны и фортепиано Шумана, а также Трио для валторны, скрипки и фортепиано Брамса. Кроме того, много пишут для валторны современные композиторы. Например, отец Оливье Дарбелле — известный швейцарский композитор и дирижер Жан-Люк Дарбелле (Jean-Luc Darbellay) — написал произведение для натуральной валторны-соло.
— Оливье из музыкальной семьи?
— Конечно, отец — композитор (хотя и врач по первой профессии), а мать — исполнительница на бассетгорне (разновидности кларнета). Сестра играет на скрипке. Что касается концерта, то программу, скорее всего, построим так: сначала прозвучат опусы Шумана, затем Трио Брамса №1 для скрипки, виолончели, фортепиано си мажор. А только потом Трио для валторны, скрипки и фортепиано.
Любопытно, что Дарбелле учился изначально на двух инструментах — на виолончели, и на валторне. В итоге выбрал карьеру валторниста, — как уже говорилось, хороший валторнист — большая редкость. Ибо валторна сама по себе инструмент крайне нестабильный, если все загнутые трубочки выпрямить, то получится длина где-то в пять метров — и это «расстояние» музыкант должен продуть. А длина такая нужна для того, чтобы, согласно законам физики, увеличить звучание.
— В тех произведениях, которые мы играем, валторна придает природные ландшафтные глубокие краски, звук вызывает ассоциации леса и гор. Тембр удивительный.
Справка «МК». Оливье Дарбелле учился в Бернской консерватории и Музыкальной академии Schola Cantorum в Базеле, а также в Высшей школе музыки во Фрайбурге. Часто исполняет произведения современных композиторов, как сольно, так и совместно с ансамблями Collegium Novum Zurich и Contrechamps (Женева). В настоящее время — главный валторнист Бернского симфонического оркестра, Камерного оркестра Базеля и Оркестра фестиваля в Гштааде. Преподает в Консерватории Лозанны и в Высшей школе музыки в Люцерне.