— Я возражала как могла, — смеясь, отбивалась Александра Николаевна, чьи песни в канун ее дня рождения (9 ноября Пахмутова отметит свое 86-летие) звучали в полуфинале конкурса в исполнении претендентов на победу. Хотя по ее настроению было заметно, что действительно пришла на съемку с удовольствием.
Строго говоря, не просто любовью к песням на родном языке объясняется эта точка зрения — соревноваться надо на русском! — знаменитой пары Пахмутова и Добронравов, дело еще и в том, что петь на английском — а этим условием грешат сегодня многие конкурсы — намного легче.
Там совсем другие звуки, их проще произносить при пении, объясняла мне в свое время Александра Николаевна; человек выигрывает конкурс, а потом оказывается, что по-русски-то петь он не может: на это его таланта и голоса уже не хватает. Отсюда и идет засилье английской песни в ущерб родной, русской.
Пока Александру Николаевну стилисты готовили к выходу («Я выгляжу как маркиза де Помпадур», — посмеивалась она, наблюдая за тем, как изменяет ее лицо грим и прическа), Николай Николаевич рассказал про их совместный отдых в Сочи.
— Мы в последний раз были на море в 85-м году. Потом, в 90-е годы, было как-то не до этого, приходилось много работать... Потом опять всё не складывалось, так вот и прошло 30 лет. И наконец мы выбрались в Сочи! Нам очень понравилось!
— Коля плавал с дельфином, — восторженно поделилась Пахмутова. — Не в дельфинарии, а в настоящем море! Такой хорошенький! Вынырнул просто рядом!
Как оказалось, Добронравов очень хорошо плавает и до сегодняшнего дня заплывает далеко в море (22 ноября знаменитому поэту исполнится 87 лет).
— Я подарила ему ласты, акваланг, — рассказывала Александра Николаевна, — так он уходит в море, час нет чувака, полтора нет, потом появляется: «А я рыбу принес!». Все для семьи, — и Пахмутова снова рассмеялась.
Между тем, пока знаменитые поэт и композитор запросто общались с журналистом «МК», конкурсанты трепетали перед выходом на сцену. Это и немудрено — у песен легендарных соавторов полувековая история, их, как будто незнамо откуда, знает наизусть вся страна, даже те люди, которые родились уже после распада СССР, и эти песни принесли в народ поистине знаменитые исполнители. Кстати, некоторые произведения Пахмутовой и Добронравова имели пророческую судьбу.
Об одной — «И вновь продолжается бой» — Александра Николаевна рассказала отдельно: «Она была написана для финала 17-го съезда комсомола, это был 1974 год. Писали ее всю ночь с композитором и режиссером Виктором Бабушкиным, с ансамблем «Песняры» и Иосиф Кобзон. Все было замечательно, и она прошла на съезде, а потом ее... запретили. И года два она вообще нигде не звучала. Нигде! Ладно бы сейчас, но тогда! Почему? Были ко мне претензии: зачем у меня там барабаны роковые? А они сладкие такие, барабаны эти! И к Николаю Николаевичу: что значит «юный октябрь впереди»? Сказали: «Вы что? Намекаете на новую революцию? На смену власти?» Кстати, да, так и случилось, только с датой немного ошиблись! Вот посмотрим через два года, хотя для нас, конечно, каждый год — это событие... Но в крайнем случае вы увидите, будут ли ее исполнять в 2017 году в столетие революции».
Будут ли петь про «юный октябрь» в 2017-м — это, конечно, всем нам еще надо дожить, чтобы узнать, но вот в тот вечер песен Пахмутовой прозвучало просто море. И не только в исполнении молодых, полных тщеславия конкурсантов. Члены жюри также отдали должное творчеству знаменитого тандема. В частности Диана Арбенина спела культовую песню «Нежность». «Нежность» удалась, и хотя сама рок-леди Ди заверила «МК», что ей не было сложно петь, чтобы высокоэнергетичной, по-рокерски рваной и дерзкой, сильной Арбениной показать нежность, ей пришлось опускаться в самые глубины собственной души, чтобы найти там созвучные песне эмоции.
Вообще, Диана на этом проекте просто блистала женственностью, которая раньше не была слишком уж ей свойственна. Она постоянно демонстрировала маленькие платья, и не только черное, как советовала всем женщинам незабвенная Коко Шанель, но и сочных, ярких цветов.
А вот Валерий Леонтьев, выступив на конкурсе в очень редкой и нелюбимой для себя роли — вершителя судеб, оказался самым беспристрастным и неумолимым судией. Но, несмотря на всю безаппеляционность его решений, именно ему удалось на соревнованиях переломить и выстроить несколько творческих судеб: его решение оказалось судьбоносным для группы «N.E.V.A», которую маэстро отстоял и перед другими членами жюри, и даже перед организаторами конкурса, Юрию Кононову и Паулине Дмитриенко он дал столь ценные рекомендации по имиджу, что оба этих артиста, вняв советам, преобразились до неузнаваемости. Да и окончательное решение по самому звездному сыну и внуку шоубиза — Никите Преснякову, на этом проекте тоже пришлось принимать именно Леонтьеву. А телезрителям маэстро спел премьерную песню — блюз «Я уже там был».
Конкурс закончен. В его финале все члены жюри: Диана Арбенина, Елена Ваенга, Валерий Леонтьев и Владимир Пресняков — вместе исполнили самую знаменитую песню Пахмутовой и Добронравова «Надежда». «У песен, как и у людей, свои судьбы, у «Надежды» — счастливая» — так сказала про свое, наверное, самое знаменитое творение сама Пахмутова.
Ну что же, надежду, что кто-то из молодых исполнителей действительно со временем пополнит звездный десант, дал нам и завершившийся телепроект.