Место, где день рождения Зверева — событие не одного дня, конечно же, Музей АЗ. Дом, который вечный скиталец обрел спустя много лет после смерти — в мае этого года. В день рождения мастера в Музее АЗ соберутся художники, галеристы, музейщики, многие из которых были знакомы или дружили с художником (как, например, Владимир Немухин). Почтят память Зверева в узком кругу — мероприятие будет закрытым. Зато на следующий день, 4 ноября, музей будет работать бесплатно. У посетителей есть возможность увидеть выставку «АЗ — это Я как раз!», которой открылся дом Зверева. Она завершит свою работу 15 ноября. После чего музей будет готовиться к новому проекту «А не пойти ли нам в зоопарк? Волшебная клетка», который представит анималистику Анатолия Зверева — графический цикл, созданный в Московском зоопарке в 1950–60-е. К этому проекту дом АЗ полностью преобразится — сменится не только экспозиция, но и интерьер, цвет стен — все.
А пока здесь продолжается образовательная программа «Четверги в Музее АЗ», запущенная 22 октября. Беседы ведет кандидат искусствоведения и редактор издательского проекта Музея АЗ Сергей Соловьев. Темы для размышления предлагаются самые разные, ведь личность и творчество мастера очень многогранны. Вопросов для анализа — масса. На встрече, где побывал корреспондент «МК», обсуждали историю отношений Анатолия Зверева и коллекционера Георгия Костаки.
Именно Костаки стал первым собирателем Зверева, первым, кто попытался проанализировать его творчество, и первым критиком художника. «Сама личность Костаки только сейчас находит освещение — после выставки в Третьяковской галерее к 100-летию собирателя. Их роднит непризнанность — Костаки, умерший в 1990 году, не получил ни одного некролога в Россия, также и Зверев долго не был признан», — начал разговор с гостями музея Сергей.
Действительно, специалистам еще предстоит осмыслить масштаб личности Георгия Костаки, который завещал лучшую часть своего собрания Третьяковской галерее — крупнейшую коллекцию русского авангарда за всю историю. Та же история со Зверевым. Казалось бы, это были люди из разных миров, один — деловитый и предприимчивый работник посольства, другой — художник-бессребреник, свободный в творчестве и поведении. Но оба жили, дышали искусством — иначе не могли.
Костаки и Зверев познакомились в 1954 году. 23-летний Анатолий только начинал свой творческий путь. Он еще был далек от славы эпатажного художника-бродяги, о выходках которого позже будут ходить легенды. Костаки сразу распознал гения и начал его продвигать. С подачи коллекционера работы Зверева попали в собрание нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА): его директор Альфред Барр во время своего визита в Москва приобрел у Костаки ряд работ непризнанного в СССР художника. «Обнаженный нерв и подражание Ван Гогу» — так писал Костаки о ранних работах Зверева. Не случайно в экспозиции Музея АЗ на втором этаже центральное место занимает автопортрет Зверева, так похожий на «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» кисти голландца. Он как раз из собрания Костаки — это одна из работ, подаренная дочерью коллекционера Аликой музею. Недалеко от этого изображения находится портрет Алики, на ее плече можно разглядеть еще одно лицо — Зверева. Художник не случайно изобразил себя рядом с ней. Дело в том, что она была первой любовью Зверева, о чем знают не многие поклонники мастера (в отличие от последней его музы Ксении Михайловны — вдовы поэта Николая Асеева, которая была старше Анатолия на 40 лет и после смерти которой художник прожил лишь год, многие уверены, что он умер от тоски по возлюбленной). Даже сама Алика не знала о чувствах художника. Он просил ее руки у ее отца, но тот отказал Звереву. Но это не изменило отношений коллекционера и художника.
С подачи Костаки, возможно, на спор Зверев написал несколько десятков абстракций. Собиратель считал Анатолия продолжателем традиций русского авангарда. Сегодня специалисты называют это течение второй волной русского авангарда. И Костаки был уверен — Зверев один из лучших преемников Малевича, Кандинского и Поповой. Абстрактным работам художника — малоизученной странице творчества Зверева — Музей АЗ собирается в будущем посвятить отдельный проект.