Редко кому удается исполнить национальные мотивы так, чтобы мурашки пошли по коже даже у тех, кто далек от этнической культуры. Гае и Карену Арутюнянам — основателям группы «Дети Picasso» — удается создавать на выступлениях свою магию, даже после длинной паузы в несколько лет. Они доказали это первым же концертом в столице за долгое время. Уехав десять лет назад в Будапешт, музыканты с головой окунулись в новый электронный проект Wattican Punk Ballet, которым небезуспешно удивили Европу. Однако спустя некоторое время брат с сестрой, похоже, соскучились по своим армянским корням и решили напомнить поклонникам о первом своем детище — «Детях Picasso».
«Генеральная репетиция» прошла на фестивале «Дикая мята» этим летом, где ребята отыграли полноценный сет. Публика, оказалось, вполне разогрета и готова к новым встречам. Поняв это, музыканты выдержали почти мхатовскую паузу в несколько месяцев и смело выстрелили залпом из свежих композиций. Само появление альбома «Motherland» — история весьма знаковая: в прошлом году музыканты устроили краудфандинговую кампанию, чтобы убедиться в том, действительно ли ждут их российские фанаты возвращения группы на сцену и на родину. Когда силами слушателей средства на создание альбома были собраны, сомнений в этом не осталось. В благодарность команда записала и выпустила, пожалуй, лучшую пластинку за всю свою историю.
Музыка «Motherland» — неуловимая субстанция, магическая по звучанию и обволакивающая вязкой патокой. Каждая инструментальная партия точна и гармонична, вокал органично сплетается с мелодией, напоминая скорее пение какой-то невиданной птицы, чем женский голос. С помощью нот, меняющихся причудливых ритмов и шумов музыканты рисуют невидимые звуковые узоры, в которых этника хоть и базис, но трансформируется в такие авангардные дали, что первоисточник растворяется и в полистилизме, и в космополитизме. Изящные композиции невозможно подогнать под какие бы то ни было жанровые рамки, навесить на них ярлыки.
Эти армянские музыканты славятся своим даром. Но если в случае с другими артистами его можно описать, назвав одно, превалирующее состояние (страсть, меланхолию, тревогу и т.д.), то «Дети Picasso» осторожными, едва заметными, а то и широкими, уверенными мазками изображают на полотне своего творчества целый спектр эмоций, чувств, ощущений, к которым, кажется, в какие-то моменты можно прикоснуться рукой. Главная движущая сила коллектива — по-прежнему Гая и Карен, а в 2014 году к ним присоединились венгерский барабанщик и альтист Арон Портэлеки и арфистка Настя Разваляева.
«Удивительно, что мы здесь и смогли приехать из Будапешта», — неподдельно радовалась Гая. Складывалось ощущение, что музыканты и не уходили со столичной сцены, не отвыкали от здешней публики и вообще не сравнивали российские реалии с европейскими — настолько органично смотрелось выступление артистов в Москва.
Перед выходом на сцену артисты решили настроить публику и поставили в записи древние армянские напевы, дополнив их выразительным видеорядом. Хотя зал был «сидячий», большинство зрителей едва сумели удержаться на местах и пустились в пляс уже на третьей песне. Было очевидно, что и исполнители соскучились по поклонникам, и поклонники по ним. В финале брат с сестрой позвали на сцену бывшего виолончелиста, игравшего в «Детях Picasso» в Москве много лет назад.
Глядя на горящие глаза Карена, могло показаться, что история команды и не прекращалась — и, судя по настрою ее участников, будет развиваться и дальше. «А эту песню написала наша мама», — трепетно поведала Гая перед исполнением одной из песен, наполнив зал почти уже семейной атмосферой долгожданной встречи с поклонниками.