Виктор Гофман родился в Одессе в 1950 году. Его отец писал рассказы о летчиках. Их названия говорят сами за себя - «Летный характер», «Самолет подбит под целью», «Взлет продолжается», «Крылатая семья». Его жена и мама Виктор Гофмана — Майя Мироновна Гольденберг - погибла в авиакатастрофе, когда сын был совсем маленьким. Сам Генрих Гофман скончался 22 мая 1995 года в возрасте 73 лет. Виктор увлекался поэзией Серебряного века и постоянно бывал в Коктебеле на волошинском фестивале. И в нынешнем сентябре посетил Крым. Иногда его путают с поэтом Серебряного века Виктором Гофманом, ушедшем из жизни в 1911 году, стихи которого и приписывают Виктору Генриховичу. Они были всего лишь тезками. Виктор закончил Литературный институт, работал помощником оператора на студии «Центрнаучфильм», в многотиражке 2-го часового завода. Позднее печатался в толстых журналах, публиковался в «Юности», «Знамени», «Новом мире». Издано несколько его поэтических сборников. Виктор Гофман — член Союза писателей с 1985 года.
Его сокурсником по Литературному институту был Отец Владимир (Протоиерей Владимир) Вигилянский. Вот что он и рассказал «МК» о Викторе Гофмане.
- По свидетельству собратьев по перу и экспертного сообщества Виктор - очень хороший поэт. Он был слишком скромным, чтобы заниматься продвижением своего творчества. Писал он не ради славы, а скорее для вечности. Критиками раскручен не был. Поэтому о нем мало, кто знает. Но Виктор Гофман - автор четырех или пяти книжек. Большое количество его стихов опубликовано в фейсбуке. Он незаслуженно неизвестен. Конечно, он не жил литературным трудом. Как можно поэту в нынешней ситуации, когда книжки издаются за собственный счет, прожить на литературные заработки. Особенно, если он не раскрученный человек. Виктор был библиофилом, коллекционером. Из-за этого он, видимо, и пострадал. Грабители искали его коллекции. А он всю свою жизнь, сколько я его знаю, а знакомы мы с ранней юности, коллекционировал монеты, боны. И был замечательным мыслителем, хорошим собеседником с оригинальными идеями, оценками. У него был замечательный аналитический ум. Из тех людей, кто повлиял на меня, он – в первом ряду.
- Многие путают его с поэтом Серебряного века Виктором Гофманом. Между ними есть какая-то связь?
- Никакой. Он тоже был талантливый человек, но дарование того Виктора Гофмана на порядок ниже по сравнению с Виктором Генриховичем. Может быть, поэзия Виктора была не очень современна для нынешнего читателя. Он ведь искал чистоту слова. У него классический стиль. Он был знатоком и ценителем поэзии. Его собственная стихотворная ткань насыщена духом русской поэзии, оригинальными интонационными ходами, которые обновляли и актуализировали классический стих. Эксперты его ценили за это тонкое шитье. Не броское, не эстрадное, не на показ другим. Он был романтиком и чрезвычайно добрым человеком. При этом - под два метра ростом, спортсмен, очень сильный физически человек. Сочетание его недюжинной силы с абсолютно наивной ребяческой добротой, умилением по отношению ко всему хорошему, красивому, доброму - поразительно. Виктор был незлобливым человеком. Никогда не говорил: «Вот этого я не люблю, а это ненавижу». У него не было врагов. Он из тех людей, которые ищут только хорошее и гармоничное в природе, мире, в людях.
- Раз вы вместе учились, наверное, знали родителей Виктора?
- Я прекрасно знаю всю его семью, хотя маму не застал. Виктор ее рано потерял, в детстве. Она трагически погибла в авиакатастрофе. Виктор воспитывался отцом. А его папа был Героем Советского Союза, летчиком, прошедшим войну. Он был официальным евреем, за плечами которого — героическая юность военных лет. Генрих Гофман тоже был писателем, детективистом. Виктор тяготился этим, никогда не пользовался преференциями отца. Причем, и в литературной, и в практической жизни. Я хорошо знаю младшего брата Виктора.
- Он тоже занимается литературой?
- Нет. Он технического склада человек. Женился на американке и уехал в США. Сейчас он уже пенсионер. У него взрослые дети. Это Виктор - поэт. Всем своим видом и поведением. Не просто человек, пишущий стихи и занимающийся, может быть, какими-то другими делами. Хотя у него были всякие пристрастия, совершенно безобидные. Он — игрок, бильярдист, спортсмен. Но за этим не стояло никакой страсти.
- Оказывается Виктор Гофман работал помощником оператора на «Центрнаучфильме».
- Это в ранней юности. Он и на часовом заводе был журналистом в газете. Очень хотел быть независимым от своего папы. Сам зарабатывал деньги, стремился к самостоятельной литературной судьбе.
Прощание с Виктором Гофманом пройдет скорее всего в среду, 4 ноября, в Доме литераторов в 11 часов. Похороны откладываются, поскольку следственный комитет продолжает работу.
Поэтические строки Виктора Гофмана. «Нелетная погода».
Опять, опять перевернись.
Уже который час не спится.
Метель метёт. Уходит жизнь.
Встают и исчезают лица. У ночи очертаний нет.
И не садятся самолёты.
И слился хор далёких лет,
В усердьи детском глядя в ноты. До рейса так и доживём
В полутревоге, полудрёме,
Ворочаясь в краю чужом
И на чужом аэродроме.