Первая часть состоялась в Союзе архитекторов. Камерный зал вместил несколько десятков работ. Открывали выставку супрематические картины Александра Панкина, математика от искусства: именно он некогда рассчитал, что площади белого и черного в «Черном квадрате» равны. Для «нефтяной выставки» он подготовил серию картин, каждую из которых в свойственной ему манере снабдил формулами и логическими пояснениями. Так, работа «Нефть — кровь Земли» представляет собой красный круг, вписанный в белый квадрат. Внутри круга — черные и серые квадраты, напоминающие нефтяные шахты. Пропорции фигур написаны так, что образуют золотое сечение — структурную гармонию, которую можно найти и в форме яйца, и в раковине улитки, и в движении урагана. В нефти она тоже, как выясняется, есть. Другая картина Панкина «Черное золото» (черный квадрат, поделенный на поля, как шахматная доска, в некоторые из которых списаны серые и коричневые кружки-шахты) доказывает, что метафорический знак нефть — это квадрат.
Другой участник выставки, Михаил Погарский, тоже ищет связь между произведением Казимира Малевича и горючей жидкостью с помощью логических метафор: он создал целый трактат в своей небольшой работе. Из него следует, что «искусство — это интеллектуальное полезное ископаемое, хранящееся в глубинах души, в произведениях литературы, искусства и философии. А «Черный квадрат» — одно из самых богатых месторождений искусства». Теория подкрепляется чертежами, где черный куб превращается в фундамент буровой установки.
Синтез иконы искусства ХХ века и «черного золота» с легкой руки художников приобретает самые разные формы. То превращается в коробок спичек, где головки спичек напоминают купола храма, — так автор объекта Витас Стасюнас показывает, что нефть для российской экономики настолько же фундаментальна, как религия для русской души. То нефть перерождается в черно-белые небоскребы — идея Аллы Урбан так красноречива, что не нуждается в пояснениях. То служит чернилами для загадочных иероглифов, развешанных на белоснежной шкуре, — эта работа Сергея Бугаева-Африки («Асса»), единственная на выставке, родившаяся намного раньше самого проекта, еще в 2007 году.
Словом, связей между «черным золотом» и «Черным квадратом» художники отыскали массу: тема оказалась неисчерпаемой, как смыслы произведения Малевича и как (по крайне мере — пока) в Россия «горное масло», из которого чего только не производится — топливо, красители, удобрения, полиэтилен, одежда, даже зубные щетки, игрушки и телевизоры...
— В нефти есть некая бесконечность, как и в «Черном квадрате», — говорит «МК» куратор проекта Михаил Рошляк. — По-моему, «Черный квадрат» заставляет нас смотреть в прошлое и в то же время формирует будущее искусства. А сейчас современное искусство все чаще возвращается к идеям Малевича и черпает там энергию. Может быть, только сейчас мы начинаем его по-настоящему понимать. «Черный квадрат» — это начало, нефть — это начало, конечно, если с ней работать, а не сжигать. Нефть — это все, и Малевич — это все.
Вторая часть проекта на территории бывшего ЗИЛа показала, что нефть может разливаться не только на холстах, но и в музыке — такой вот черный абсолют.