Театр носит имя Хенрика Томашевского — выдающегося польского артиста, хореографа и педагога, основателя уникального и прославленного коллектива. Совсем не большого (в труппе 17 человек) и совсем не детского. В его репертуаре — пластические драмы на основе «Замка» и «Процесса» Кафки, пьеса Лорки «Дом Бернарды Альбы» или спектакль по картине Мемлинга «Страшный суд». А «Микрокосмос» — первый опыт работы пластического театра с детской аудиторией. Опыт, надо сказать, удачный. Труппа с успехом гастролировала с ним в разных польских городах, возила в норвежский Берген, теперь вот показывает в Москва…
Итак, на сцене стрекочут цикады, квакают лягушки и спит девочка, которую окружают 10 артистов в комбинезонах болотного цвета в характерную лягушачью крапинку. Тут же детские голоса на весь зал: «Мама, это кто, лягушки?..» Дети тоже начинают радостно квакать, подражая сцене. Девочка просыпается и начинает танцевать, а лягушки хлопают ей… Опознать «Дюймовочку» Андерсена, хотя артисты не произносят в этом спектакле ни единого слова, совсем не трудно. Но сказка, как выясняется, — лишь предлог для разговора с детьми о проблемах совсем не детских. О свободе, например, или терпимости к другим.
Спектакль чем-то напоминает «Синюю птицу» Метерлинка, где мальчик Тильтиль с девочкой Митиль видят во сне преображенный мир, который окружает их повседневно, другую реальность, где хлеб, молоко и другие привычные вещи оживают. Или «Алису в Стране чудес» Кэрролла — там девочка Алиса во сне, попав в другую страну, видит изнанку, «перевертыш» привычного мира. В спектакле режиссера Конрада Двораковского показан своеобразный микромир, который оживает вокруг нас и открывается ребенку совершенно с другой стороны.
Кого только не встречает Дюймовочка в этом микромире, пока не превращается в конце спектакля, как и в сказке Андерсена, в королеву эльфов с крылышками и не улетает в прекрасную страну! Вот на сцену выкатываются на прозрачных шарах какие–то существа, потешно перебирая руками и ногами. С писком вылетает комарик, которого чуть не съедают прожорливые жабы (тоже передвигаются по сцене с помощью шаров). Появляются здесь и кокетка — божья коровка, пауки и другая фантастическая живность, которую даже детям с их фантазией опознать не просто, поэтому они теребят пап и мам: «Ну кто это-о-о-о?..» Но такая идея неузнаваемости персонажей кажется привлекательной, развивает (спектакль маркирован «для детей от 6 лет) ассоциативное мышление.
— Наш спектакль неоднозначный, потому что режиссер решил сказку привести в более современный формат, — объясняет мне худрук театра Збигнев Шимчик задумку «Микрокосмоса». — И главное действующее лицо придумано не просто как Дюймовочка, а как девочка, которая, встречая по дороге разных персонажей, учится чему-то и набирается опыта.
— Режиссер с детьми не заигрывает — это понятно. Но от сюжета «Дюймовочки» Андерсена, взятой вами за основу, вы отошли. Думаете, детям современные трактовки классики понятны? Родители вам скажут «спасибо» — ведь они вели чад именно на «Дюймовочку»…
— Суть же не в этом. Суть — во взаимоотношениях, показе взаимных связей, контактов между живыми существами. Здесь не обязательно опознавать всех персонажей, однозначно приписать их к чему-то или кому-то. Вы очень хорошо сказали: «микромир». Потому что здесь как будто все закрыты в банке и все напирают на ее стеклянные стенки. Но потом, когда она падает и все оказываются на свободе, далеко не все понимают, что такое эта самая свобода и что с нею делать. Следующий спектакль, который мы с Двораковским готовим для детей как продолжение «Микрокосмоса», будет о Сиренке (то есть Русалочке, маленькой Сирене), и тоже встает очень серьезная дилемма: во имя любви нужно выйти из воды, чтобы остаться с любимым. Мы хотим его назвать «Гидрокосмос», а премьера совсем скоро — в ноябре. Пантомима — это вообще такой вид искусства, который несколько иначе показывает весь мир. А показать его ребенку, который развивается немножко иначе, чем остальные, крайне необходимо.