Владимир Владимирович впервые встал на коньки не так уж давно — в 2011 году. Как раз тогда была создана Ночная хоккейная лига, задуманная как объединение спортсменов-любителей старше 40 лет, играющих в хоккей после работы. Президент поддержал инициативу личным примером.
И вот спустя несколько лет глава государства так втянулся, что и день рождения отмечает на коньках. На лед вместе с ним выйдут Владимир Мышкин, Алексей Касатонов, Юрий Ляпкин, Ирек Гимаев, Павел Буре, Александр Кожевников, Виктор Шалимов, Сергей Макаров, Андрей Коваленко, Александр Могильный. Возможно, в матче примут участие губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Татарстана Рустам Минниханов, министр обороны Сергей Шойгу, бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги.
И обязательно — Александр Якушев и Вячеслав Фетисов. Именно они решили, что лучший подарок для президента — портрет, и предложили Никасу Сафронову воплотить их идею в жизнь. Подробности художник рассказал «МК».
— Никас, у вас есть портрет Владимир Путин в образе французского короля Франциска I, реплика на известную картину Клуэ. А как создавался новый портрет, реалистический?
- Тот портрет был написал в рамках серии «Река времени», где наши современники предстают в образах исторических личностей. Это взгляд на человека сквозь призму истории. Франциск — самый популярный король Франции, как Петр I у нас.
Портрет, который в Сочи собираются подарить президенту, был придуман на встрече с Вячеславом Фетисовым и Александром Якушевым. Мы сидели в гостях у первого заместителя главного редактора «МК», в прошлом спортивного обозревателя Петра Спектора, разговаривали, тогда-то они и попросили меня изобразить Владимира Владимировича во время игры в хоккей. У них были свои идеи, как изобразить хоккеиста Путина.
Разговор состоялся в мае. Денег я, конечно, не взял. Закончил портрет недавно — это была не совсем обычная работа для меня. Я не хоккеист, не видел как Владимир Владимирович играет, только если по телевизору. Поэтому я поехал на хоккей, посмотрел, как играют, каковы хоккеисты в движении, в статике, сделал наброски. А потом создал портрет президента в форме сборной России.
Портрет говорит о том, что президент в хорошей форме. Хоккей — особенно жесткий спорт, требующей координации движения, сосредоточения. А я знаю, что президент играет хорошо. Для портрета важны эмоции. Здесь у президента выражение лица мужественное. Он показан как лидер. На заднем плане написано «Россия», как и на его форме, что говорит о патриотизме. Видно, что он серьезный игрок.
- Не только на спортивной площадке, но и на политической арене?
- Да, конечно. Он играет в хоккей, или занимается борьбой с той же мужественностью и серьезностью, с какой занимается политикой.
- Вы сами будете вручать подарок? Или это сделают Якушев и Фетисов?
- Я пока не знаю, поеду ли я туда, нужно ли это. Это была идея Якушева и Фетисова. От себя я передам еще один подарок. Пока не скажу, какой.
- Вы не в первый раз пишите портрет Путина. Как он их оценивает, знаете?
- Мне часто поступают заказы написать портрет президента или картину ему в подарок. Но денег, повторюсь, за работу я обычно не беру. Картины находятся в его коллекции. Портрет в образе Франциска у меня приобрели — я не знаю его судьбу. Думаю, президент его видел. Есть и странный момент: в интернете появляются портреты главы государства, которые приписывают мне, но на самом деле я не имею к ним отношения.
- Это какие?
- Путин в саду. Что-то еще. Я сделал четыре портрета Путина. Три из них у Владимира Владимировича. Один портрет заказывали когда-то Вяхирев Олег Иванович вместе с Черномырдином — президент стоит в кабинете на фоне Кремля.
- Вас называют придворным художником. Как вы к этому относитесь?
- Я не отношусь к придворным художникам. К сожалению, наверное. Потому что в таком статусе я смог бы больше сделать для России.
К нам часто приезжуют известные деятели, от отношений с которыми зависит политика. Наверное, есть подарки всегда заготовлены для важных гостей, но имя работает сильней. Есть разница, когда играет Мацуев или малоизвестный пианист.
Когда Дмитрий Медведев ехал впервые в Баку первый раз, он спросил, что подарить Ильхаму Алиеву, ему сказали — картину Никаса Сафронова, потому что его семья уважает этого художника. Дмитрий Анатольевич выбрал две работы — подарок пришелся ко двору, встреча прошла отлично, позже меня благодарил президент Азербайджана. Нет такого статуса как придворный художник сегодня, это придумано. Меня еще называют «русским Дали». Раньше для меня такое сравнение было лестно, но сейчас уже не очень — все-таки я работаю в другом стиле, в символизме, отдаленно напоминающим сюрреализм. Я сам по себе.